Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

271 П. Г. Кулакова Факультет психологии,магистрант 1-го года обучения (очная форма обучения) Е. А. Карабутова Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – О. И. Кокорева ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Различные отношения в социуме составляют основную часть человеческой жизни. Межличностные отношения возникают и наиболее интенсивно развивают- ся в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте ребенку свойственно играть, изображать социальные, игровые сюжеты в рисунках и играх, в ходе которых он отражает разнообразные социальные роли, тем самым способствуя развитию соб- ственного самосознания, поведения, что позволяет определить его отношение к окружающему миру, к другим людям, развивать межличностные отношения [1]. У дошкольников с задержкой психического развития не достаточно разви- ты все предпосылки, необходимые для формирования и развития процесса об- щения: познавательная и речевая активность, речемыслительная деятельность, не сформированы и виды речевой деятельности, её компоненты, что затрудня- ет процесс формирования межличностных отношений [3]. На наш взгляд, межличностные отношения возможно развивать в изобра- зительной деятельности. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особен- ностях памяти, воображения и мышления, о его восприятии социума и возмож- ности взаимодействовать в нем. От изображения того, что он видит, ребенок со временем переходит к рисованию того, что знает, помнит и придумывает сам. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от фи- зического или психологического состояния ребенка. Установлено, что рисунки, выполненные детьми с ограниченными возможностями здоровья, во многом отличаются от рисунков здоровых детей [2]. Таким образом, нами было прове- дено исследование особенностей развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями, и опреде- лена возможность их коррекции в процессе изобразительной деятельности. Целью нашего исследования стадо изучение формирования межличностных отношений детей с задержкой психического развития со взрослыми и сверстниками. Задачами изучение особенностей межличностного общения детей с ЗПР при помощи изобразительной деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=