Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

270 Полученные результаты полностью подтверждают гипотезу о том, что психологическое состояние у большинства старшеклассников при подготовке к ЕГЭ находится на низком уровне развития. Анализируя полученные результа- ты по все 3 шкалам выявлено, что 57 % испытуемых имеют стратегию поиска решения проблем и такой же процент старшеклассников избегают появившиеся проблемы. В социальной поддержки и помощи семьи, друзей и близких, для решения проблем нуждается 60 % всех продиагностируемых. 2. «Тест на определение стрессоустойчивости личности» (Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова). Тест состоит из 18 в которых необходимо обозначить степень проявления данного качества, для определения уровня стрессоустойчивости че- ловека. Анализ результатов показал, что высокий уровень стрессоустойчивости имеют 37 % всех опрошенных, 20 % с показателями ниже среднего. Высокий показатель получил 1 человек, это составило (3,3 %), критерии выше среднего 10 % и 13,3 % чуть выше среднего, это говорит о том, что у старшеклассника адаптивные способности и перенос стрессовых ситуаций происходит безболез- ненно для организма. Подводя итоги выявлено, что ЕГЭ оказывает негативное влияние на пси- хологическое состояние старшеклассников, так как при ожидании экзамена снижается уровень стрессоустойчивости, появляется страх и стратегия уйти от не желаемых результатов. Для успешного противостояния стрессам, надо как можно раньше научиться управлять своей психической деятельностью, разви- вать эмоциональную устойчивость и уметь снизить психологическое и мышеч- ное напряжение. С этой целью была разработана формирующая программа для старшеклассников, которая включает в себя 16 занятий и направлена на снятия напряжения и правилам подготовке к экзаменам. Немаловажная работа являет- ся с родителями, которая направлена на создание в семье благоприятного психологического климата, поддержка и помощь детям в период, до, вовремя и даже после экзаменов, рекомендации по организации режима дня старше- классников. Литература 1. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин.– СПб.: Питер, 2011. 2. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опрос- ники / Н. С. Пряжников.– М.: Вако, 2009. 3. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье.– М.: Медгиз, 2001. 4. Хабибуллина, Ф. А. Эмоциональное состояние старшеклассников при подготовке к ЕГЭ / Ф. А. Хабибуллина, О. М. Штерц.– Елабуга, 2015. 5. Чибисова, М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащи- мися, педагогами, родителями (Психолог в школе) / М. Ю. Чибисова.– М.: Ге- незис, 2009. 6. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щер- батых.– СПб.: Питер, 2012.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=