Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

269 С. В. Кузьмичева Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – С. А. Черкасова ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ Современная общественная жизнь человека пронизана различными стрес- совыми ситуациями, протекание которых связана с выбором поведения в раз- личных ситуациях, где необходимо доказывать социальный статус, финансовое благополучие, физическое здоровье или уровень интеллекта. В последние годы в системе образования произошли большие изменения, которые являются вве- дением особой формы сдачи выпускных экзаменов под названием ЕГЭ. Наибо- лее актуальной проблемой современности становится изучение влияния ЕГЭ на психическое здоровье старшеклассников, которое оказывает воздействие на ре- зультаты сдачи экзамена. На психоэмоциональное состояние при подготовке к ЕГЭ влияют не толь- ко возрастные особенности, но и личностные особенности школьников (высо- кая школьная и личностная тревожность, заниженная самооценка, опыт взаи- модействия с учителями и сверстниками). Старший школьный возраст характеризуется нестабильностью психических реакций, высоким уровнем тре- воги, агрессии и эмоциональной лабильностью [2]. Если рассматривать лично- стные особенности, то к ним относится, темперамент, личностная тревожность, низкая самооценка, мотивация на успех или неудачу. М.Ю. Чибисова определяет ряд структурных компонентов, которые влия- ют на готовность выпускника 11 класса к сдаче ЕГЭ: познавательный, личност- ный и процессуальный. Познавательный компонент определяется не только уровнем знаний, но и умением самоорганизовывать свою деятельность. Лично- стный компонент характеризуется комплексом личностно-смысловых позиций, темпераментом, уровнем компетентности, который способствует выбору пра- вильной стратегии деятельности на экзамене. Процессуальный компонент включает в себя знакомство с процедурой проведения ЕГЭ, навыки работы с тестами, владение способами снижения тревоги, управления своим эмоцио- нальным состоянием [5]. Изучая данный феномен психоэмоционального состояния применяется обширный комплекс методик, который позволяет определить уровень стрессо- устойчивости, тревожности, нервно-психической устойчивости, и применяемый копинг-стратегий испытуемых. Остановимся на двух наиболее информативных и интересных: 1. Методика «Индикатор копинг-стратегий Д. Амирхан», предназначена для определения доминирующих поведенческих стратегий личности. На бланке представлено 33 варианта преодоления стрессовых проблем. Необходимо вы- брать один из трех приемлемых вариантов ответа для каждого утверждения (полностью согласен, согласен, не согласен) [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=