Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

267 Межличностные отношения относятся к группе социально-психологи- ческих феноменов и подвергаются влиянию со стороны некоторых других. На характер межличностных отношений сказывается влияние социального ста- туса и роли. Межличностные отношения определяются также непосредственно личностным характеристиками сторон общения и их восприятием противопо- ложной стороны общения. Наравне с индивидуально-психологическими детер- минантами осуществления взаимоотношений, на вид их протекания оказывают влияния типологические особенности сторон отношений, в первую очередь – их возрастные особенности. Возрастной этап подростничества включает в себя важную особенность – развитие и реализацию межличностного взаимодействие, и, как следствие, ком- муникативную деятельность. Говоря о влиянии окружения на самооценку, важ- ное значение в этом вопросе занимает мнение сверстников. От характера взаи- моотношений старшеклассника с референтной для него группой сверстников во многом зависит благополучное психическое развитие личности. Взаимное принятие людей и себя, особенно близкими сверстниками, свя- зано с уровнем самооценки: самый высокий показатель уровень принятия отме- чается в группах с самооценкой, находящихся в пределах нормы, а самый низкий – в группах с низкими показателями самооценки. Старшеклассники с низком уровнем самооценки находят в стороне. Общество не обращает на них внимание, да и сами они стараются как можно меньше привлекать к себе вни- мание. Такие личности не ходят быть лидерами, они в этом не нуждаются. Чаще всего они замкнуты, необщительны, одиноки, не умеют постоять за себя и от- стаять свое мнение. Различные исследования показывают, что среди сверстников уровень само- оценки девочек несколько выше, чем у мальчиков. Связано это с тем, что девоч- ки сами по себе быстрее взрослеют и созревают по сравнению с мальчиками. В период от младшего подростничества к старшему, как правило, само- оценка повышается. Старший подросток становится менее конфликтным и аг- рессивным. В связи с этим коммуникативная деятельность становится более успешной. По мере расширения круга людей, в котором осуществляется коммуника- тивная деятельность, подростки начинают все больше ощущать потребность в том, чтобы войти в какую-нибудь группу. Они хотят нравиться своим ровес- никам, хотят быть принятыми в привлекательную для них группу. На этом этапе формирования личности подростка его самооценка определяется тем, как его воспринимают другие. Они переживают по поводу того, что о них думают лю- ди, поскольку их представление о собственной личности и самооценка в нема- лой мере являются отражением мнения окружающих. Ф. Райс говорит, что достичь каких-то успехов (в спорте или учебе, работе подросткового коллектива или во время совместного отдыха). Но признание и одобрение действий конкретного подростка зависит еще и от того, насколько высок для его сверстников статус деятельности, в которой он преуспевает. Важным критерием для популярности старших подростков также является личностные качества личности: отзывчивость, искренность, проявление эмпа-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=