Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

266 Т. В. Кузьмина Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Пешкова ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА КОММУНИКАЦИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Самооценка – ядро «Я-концеции» и занимает центральное место в разви- тии личности. Стремление индивида к самопознанию, самооценке – централь- ная часть в коммуникативной потребности, его природе. Благодаря самооценке происходит регуляция поведения человека в обществе, так как взаимоотноше- ния с другими индивидами занимает важную роль на протяжении всей жизни. Общение так же является важным компонентом и процессом взаимодействия между индивидами. Благодаря ему формируется самосознание и сознание, раз- витие всех сторон личности. Подростковый этап – новая ступень в формировании личности между дет- ством и взрослой жизнью. Это период самореализации и поиска своего «Я». А применительно для подростков с задержкой психического развития формиро- вание и развитие самооценки приобретает особенный характер. От нее зависит как человек будет принимать сам себя и как к нему будет относится ближайшее окружение, общество в целом, насколько успешно будет происходить коммуни- кативная деятельность. Все поступки подростков, их взаимоотношения во многом зависят от само- оценки. Самооценка формируется и развивается на протяжении всей жизни че- ловека. От нее зависит на сколько человек будет успешен в своих начинаниях, в взаимодействии с окружающими, жизненной перспективе. Наконец, от само- оценки зависит и то, как и насколько хорошо будет оценивать и относится к се- бе сам индивид. В подростковый период происходят одни из самых важных личностных изменения, которые связаны с перестройкой самосознания человека. На подростковом этапе актуализуется процесс формирования «Я» лич- ности, определенный усилением важности для нее процессов самопознания, самосовершенствования, поиска смысла жизни. На формирование самоотноше- ния подростка в значительной мере оказывает влияние социальная среда, преж- де всего – среда ровесников. Система взаимоотношений представляется важнейшей детерминантой формирования самооценки индивида на протяже- нии всей жизни. Межличностные отношения являются одной из форм отно- шений личности и проявляются в процессе социального взаимодействия или общения субъекта с кругом значимых для него лиц. Межличностные взаимоот- ношения характеризуются довольно обширным диапазоном характеристик – знаком, модальностью, интенсивностью, осознанностью, дифференцированно- стью, широтой или объемом (обилием либо узостью), ступенью стабильности взаимоотношений.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=