Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

265 талкивает язык вверх нижней губой. Невозможность свободного отведения языка в правый и левый углы рта. Язык при этом перемещается напряженно, всей своей массой; кончик языка не выражен [2]. Именно поэтому встаёт проблема своевременного выявления развития ар- тикуляционной и мелкой моторик. С этой целью нами был разработан комплекс заданий, с помощью которого можно выявить уровень развития артикуляционной и мелкой моторик, а именно: точность, силу, объём, переключаемость движений губ, языка, щёк, качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами. Данный комплекс был апробирован на базе учреждения Тульской области города Плавска МБОУ МО Плавский район ЦРР-детский сад «Берёзка». В ис- следовании приняли участие дети шестого года жизни с ОНР (III уровень рече- вого развития). Анализ исследования показал, что дети имеют слабые показатели уровня сформированности артикуляционной и мелкой моторики. Движения пальцев рук некоординированные, неловкие. В ходе выполнения проб «Флажок», «Вилка», «Кольцо-ладонь» наблюдались неточности, вялость движений пальцев рук, пробы воспроизводили в очень медленном темпе, путались, не могли плавно переходить от одного движения к другому. Задания «Зубчики», «Заборчик» выявили такие признаки как: дрожание руки, неравномерный нажим вызывал у испытуемых бы- строе утомление. Характерен медленный темп выполнения. Задания на артикуля- цию «Окно», «Мост», «Лопатка», «Вкусное варенье» показали, что движения органов артикуляции недостаточно сформированы, так как время фиксации арти- куляционного уклада низкое, дети не могли быстро переключиться с одного дви- жения на другое, движения языка имели недостаточный диапазон, язык двигался неуклюже, медленно, неточно, наблюдались отклонения языка в сторону. Необходима последовательная систематическая работа по развитию арти- куляционной и мелкой моторики у детей, так как одним из показателей нор- мального физического и нервно-психического развития, а также интеллекту- альной готовности ребёнка к школьному обучению является уровень развития артикуляционной и мелкой моторики. Коррекционная работа, направленная на развитие моторных функций в ус- ловиях дошкольного учреждения должна осуществляться в образовательной среде, способствующей раскрытию потенциала ребёнка, жизненной компетен- ции, обеспечивающая ему безопасность, необходимые условия, благоприятную атмосферу доброжелательного взаимодействия и сотрудничества, а также сти- мул для дальнейшего саморазвития. Литература 1. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоления. Сб. упражне- ний / С. Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 2. Крупенчук, О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гим- настика / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. – СПб.: ЛИТЕРА, 2005. 3. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. – М.: Про- свещение, 2003.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=