Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

264 А. В. Крючкова Факультет психологии, IV курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – С. Г. Лещенко ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В современных условиях наблюдается значительное увеличение детей, имеющих недоразвитие речи. Это может быть связано с различными причинами. Одной из таких причин является слабое развитие моторики, которое тесно связано с развитием речи. Отечественные учёные В. И. Бельтюков, М. М. Коль- цова, Л. А. Кукуев, Л. А. Новиков, занимавшиеся исследованиями деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития выявили тесную взаимо- связь развития руки и речи. Современные ученые отмечают большое стимули- рующее значение функции руки при коррекции нарушений функциональной речевой системы. М. М. Кольцова установила, что формирование речевых областей совер- шается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Она отмечала, что когда тренируются пальцы рук, то голосовые реакции разви- ваются очень интенсивно и оказываются более совершенными. [3] Речью считается деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. У катего- рии детей с общим недоразвитием речи наблюдаются различные сложные рас- стройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой систе- мы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Но также одним из расстройств у детей с общим недоразвитием речи является нарушение развития координации движений пальцев рук и артикуляционной моторики. Дети с любым уровнем ОНР имеют отклонения в этих областях в большей или меньшей степени [1]. Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, им- пульсивностью. Вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей сма- занной речи. В артикуляционной моторике наблюдается следующее: невозмож- ность вытянуть губы вперед – вместо этого они остаются почти неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения; асимметричность улыбки (оска- ла) при растягивании губ в стороны. Одна сторона рта при этом остаётся не- подвижной или совершает минимальное движение. Для ребёнка составило большую сложность распластать язык во рту, сделать его широким (то есть склонность языка к постоянному сужению). Отклонение языка в сторону при высовывании его изо рта. Непроизвольное загибание кончика языка на ниж- нюю губу при высовывании его изо рта – ребенок не может удержать язык го- ризонтально. Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней. При выполнении этого движения ребенок как бы поддерживает, под-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=