Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

262 Е. И. Корабельникова Факультет русской филологии и документоведения, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Л. Райхлина ОБРA3 УЧИТЕЛЯ В РАССКАЗЕ В. Г. РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» Любой человек сталкивается с учителем на своем жизненном пути: впер- вые это происходит в школе. Каждый из нас прекрасно понимает значение этого слова. Ведь учитель – одна из самых распространённых профессий, возникшая вследствие необходи- мости воспитания и обучения подрастающего поколения для более успешного и быстрого вхождения молодежи в общественную жизнь и роста общественных возможностей [2]. Разные преподаватели поддерживают своих учеников на протяжении многих школьных лет, помогают поверить в свои силы и реализо- вать способности. Рассмотрим образ учителя, обратимся к книжным персонажам, ибо в них он представлен в подробнейших деталях. Для изучения и раскрытия данной те- мы проанализируем произведение В. Г. Распутина «Уроки французского». Этот рассказ – одно из лучших произведений писателя о школьных годах, трудных взаимоотношениях, возникающих между учителями и подростками, о доброте, гуманизме, смелости, стойкости, твердости духа, самопожертвовании и становлении личности. Работа В. Г. Распутина остается актуальной по сей день. Рассказ «Уроки французского» не оставляет ни одного человека равно- душным к этой животрепещущей истории, произошедшей между учительницей и ее подопечным. В этом рассказе писатель повествует не только об уроках нрав- ственности, уроках человечности, которые совсем не по правилам даёт молодая учительница, но и о мужестве педагога, не побоявшейся грозного директора. Классная руководительница (Лидия Михайловна, так звали учительницу), умная, отзывчивая и чуткая женщина, стала для мальчика не только наставни- цей, но и преданным другом. Девушка смогла пробудить в ученике интерес к изучению французского языка, таким образом, выполнив задачу, как настоя- щий педагог. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со сто- роны школьного руководства, ведь чтобы спасти своего ученика от голода, Лидия Михайловна отважилась играть с ним на деньги. В настоящее время воз- никает множество бурных споров и вопросов по поводу этого произведения. Права ли Лидия Михайловна? Педагогичен ли поступок молодой учительницы? Поступок или Проступок? «Урок», вынесенный Распутиным на всеобщее обсуждение, заключается в том, что на пути к добру мы часто оступаемся, делаем ошибки и дорого пла- тим за них, но в истинной доброте и добром отношении к окружающим заклю- чается смысл человеческого бытия. Добро является ценнейшей драгоценно- стью, способной указать человеку дорогу к счастливому и светлому будущему. Оценивая действия преподавателя, мы пытаемся выявить причину, побудив-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=