Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

260 Звучит романтично, но в этой волшебной сказке участвует каждый, хотя обычно не признается в этом; все люди идут по жизни, желая того, что однаж- ды, если удача будет на их стороне, они встретят свою душу-близнеца, снова обретут ту половину, которую когда-то утратили. Платон предостерегает, что в этом постоянном поиске следует быть осто- рожными, так как любовь обычно прячется под масками; есть Эрос небесный и есть Эрос земной. Небесный вдохновляет душу искать и находить другую душу, которая когда-то составляла с ней одно целое. Земной же ищет только блаженства, сексуального удовлетворения; он основан на инстинктах, и ему во- все неважно, какими путями он этого удовлетворения достигает. Но земной Эрос, любовь, которая сопряжена с телом – телом, к несчастью, дряхлеющим, недомогающим и умирающим, – не порождает счастья. Платон был уверен, что любовь – это нечто существенно большее, чем любовь. Любовь – это Мудрость, Любовь – это Энергия, Любовь – это Жизнь, во всем, что мы пони- маем как живое. Платон считал, что есть особая форма Любви – Энергия: нечто живет, потому что в нем есть Энергия, есть взаимодействие, разум, гармония. Энергия – Любовь, – это не материя, строго говоря, и ученые современно- сти нашли различия между ними, хоть материя и способна переходить в энер- гию и наоборот. Также и Мудрость – это не интеллект и разум, хотя может показаться, что, используя их, человек становится значительно мудрее. Выходит, что, если мы хотим осознать это особое понимание Платона Любви, нужно сначала понять, что Энергия, сила важнее, чем материя, а глубо- кая Мудрость важнее простого накопления информации. Если говорить коротко, мы называем человека прекрасным, когда у него есть что-то, что больше чем просто физической оболочки, больше, чем черты лица, фигура, цвет волос или глаз; это красивая душа, отражающаяся в его облике. Мы можем увидеть, вместе с Платоном, что есть не только красивые ду- ши, но и красивые действия, жесты, поступки, мысли, чувства, порывы, кото- рые восхищают нас. И мы понимаем, что красота выше физической оболочки и даже выше души, что есть действия, поступки, энергия, жизнь, которые так- же несут ее. Платон предлагает систему ценностей, которая актуальна и по сей день: чтобы прийти к сути Любви, разъясняет он для своих учеников, не надо прида- вать огромного значения тому, что мы на земле, во власти материи и ее зако- нов; в этом нет ничего плохого, если только мы сумеем найти путь к Небу. Платон наряду со многими другими философами объяснял, как этого можно достичь и в чем заключается тайна. Сначала человека влечет телесная красота, но, созерцая ее, мы постепенно находим для себя нечто более ценное: красота тела исходит из чего-то более глубокого и тонкого. Не было ли такого с каждым из нас? Разве мы не сталки- вались с этой таинственной загадкой? Кто может точно сказать, когда человек красив? Мы никогда не сможем прийти к согласию относительно канонов кра- соты, которые позволяли бы с точно сказать, какой человек красив, а какой нет.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=