Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

259 В. С. Коннова, П. С. Мисник Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. В. Назарова ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ: ИСТОРИЯ МИФА Люди испокон веков хотели узнать о любви все: что такое любовь, что она дает людям, какова ее глубина, каков ее смысл. И в большей степени, как свя- заны любовь и счастье? Действительно ли, встречая любовь, мы становимся счастливыми? Как и многие другие философы, древнегреческий философ Пла- тон размышлял над этой проблемой. Его представления о любви легли в основу куртуазной культуры в Средние века, а также романтизма как жанра в литера- туре; во многом, они повлияли на представление о любви в европейской куль- туре и оказали большое влияние на нее в целом. Поэтому основной вопрос ста- тьи: в чем заключается содержание мифа о платонической любви? Древние философы считали, что человек ищет то, чего не имеет: если бы он обладал этим, то не нужно было бы искать. И любит человек то, чего ему недостает, – значит, того, что он любит, у него нет. Ощущая свою неполноту, человек тянется к тому, что считает важным для восстановления своей целостности. Любовь назвали платонической по имени древнегреческого философа Платона. В своей книге «Пир», он впервые поставил вопрос об идеальной люб- ви, для которой не нужна телесная связь, это духовная любовь без каких-либо плотских желаний. В своем произведении Платон говорил о поиске способа выразить любовь и о способе найти свое счастье. Платон говорил, что люди на- ходятся в более высшей стадии развития, чем животные, основными особенно- стями которых являются инстинкты. А значит люди, имеют нечто большее, высшее, свойственное только им. Как уже было отмечено выше, Платон подразумевал любовь возвышен- ную, духовную, чуждую мирских сует, любовь, которая является настоящим единением двух душ. В современном же мире, выражение платоническая лю- бовь носит скорее характер бестелесной, т. е. любви без физического контакта. Платон говорил, что поиск любви и ее проявлений, иногда низших, иногда высших, – одна из древнейших проблем человечества. Он рассказывает, что много тысяч лет назад, когда Бог сотворил мир, души людей начали разделять- ся, пока не стали тысячами и тысячами душ, живущих на земле. Эти разделен- ные души ощущали, что они что-то потеряли, словно каждому недостает его половины. Этот миф и лежит в основе учения о «душах-близнецах» и о значе- нии любви как потребности каждого человека встретить то, что когда-то был его частью, а сейчас потеряно. Любовь понимается, как поиск утраченного, поиск гармонии противопо- ложностей и гармонии подобия. Противоположностей – потому что всем нам не хватает половины, а подобия – в силу духовного родства: если две души од- нажды были одним целым, они испытывают потребность встретиться снова.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=