Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)
253 Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структу- ры, предполагающее в данном случае слухопроизносительную дифференциа- цию повествовательной и вопросительной интонации, вызывают значительные трудности у детей. При этом более нарушенным оказывается процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации [2]. У испытуемых существуют трудности при восприятии не только сложных ритмических рисунков, но и ритма изолированных ударов. Их воспроизведение также вызывает трудности, требуется активная помощь взрослого. Задания на изменение интонации (выражения радости, грусти) были по- строены на одном и том же речевом материале, но дети допускали ошибки и не могли их исправить. Также оказались недоступны задания при обследовании логического уда- рения. Испытуемые не смогли акцентировано произнести слово в предложении. При обследовании модуляций голоса по высоте и силе, детям не удается интонировать мелодии (на материале гласных) снизу вверх и сверху вниз. Де- тям не удается изменить силу и высоту голоса. Особенности интонационной стороны речи – это один из наиболее харак- терных признаков дизартрии. Нарушения просодики у детей данной категории имеют стойкий характер и с трудом поддаются коррекции, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности. Именно темпо-ритмические и мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи детей с дизартрией. Вследствие этого формирование интонационной стороны речи является одним из главных направлений коррекционной работы по устранению проявле- ний дизартрии. Частота проявлений этих нарушений способствует разработке специальных методик по коррекции интонационной стороны речи на ранних этапах онтогенеза и развития интонационной выразительности речи детей. Литература 1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: Аст- рель, 2007. 2. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной вы- разительности речи дошкольников / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. – СПб.: НОУ «Союз», 2006.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=