Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

252 В. В. Колчина Факультет психологии, IV курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – С. Г. Лещенко ОСОБЕННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ Интонация имеет большое значение в общении, так как она является со- вокупностью всех просодических характеристик: мелодики речи, громкости, темпа речи, ритмики, особенностей фонации. Вместе с ударением, интонация образует просодическую систему языка. С помощью интонационной вырази- тельности речи в общении можно выделить фразовые акценты, вычленить в по- токе речи высказывания и их смысловые части, противопоставить высказыва- ния по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выразить субъективное отношение к сказанному и воспринять отношение собеседника. У дизартриков столь важный компонент, как интонационная сторона речи, имеет серьезные нарушения. При дизартрии отмечается смазанность речи, не- достаточная выразительность, заниженность тембра, неустойчивость громко- сти, назализованность, охриплость. Неточность формулировки фраз выражает- ся в хаотичности смысловых ударений, пауз, незаконченности, обусловленной недостатком речевого дыхания. Особенности интонационной стороны речи у детей с дизартрией влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи, не дают возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля, могут вызывать семантические нарушения и затрудненность коммуникации. Выше перечисленные недостатки интонационной стороны речи при диз- артрии обуславливаются недостаточной иннервацией артикуляционного, рече- вого, дыхательного отделов речевого аппарата, что подтверждается неврологи- ческими исследованиями [1]. Многие исследователи структуры дефекта при дизартрии (Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова и др.) указывают на стабильные нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонацион- ных структур предложения. При этом воспроизведение вопросительной и пове- ствовательной интонации остается наиболее сохранным. С целью выявления особенностей интонационной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией нами было проведено исследование на базе ГДОУ ТО «Тульский детский сад для детей ограниченными возможностями здоро- вья». Для оценки сформированности данного компонента были использованы соответствующие методики диагностики [1]. Анализ полученных результатов показал, что дети имеют недостаточ- ный уровень сформированности интонационной стороны речи по следую- щим характеристикам: восприятие и воспроизведение интонации, восприятие и воспроизведение ритма, логическое ударение, модуляции голоса по силе и высоте.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=