Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

247 напряжение, мышечные зажимы; повысить уверенность в себе. Программа рас- считана на детей младшего школьного возраста с задержкой психического раз- вития. Она состоит из 15 занятий по 30–40 мин каждое. Эффективность проведения данной коррекционно-развивающей програм- мы подтверждается сравнительным анализом результатов, полученных на кон- статирующем и контрольном этапах исследования. В ходе проведения теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) мы можем наблюдать, что произошло уменьшение числа испытуемых, имеющих высокий уровень тревожности с 30 % (3 чел.) до 20 % (2 чел). Изменились пока- затели по шкале средний уровень тревожности с 40 % (4 чел.) до 60 % (6 чел.). На основе данных, полученные с помощью теста школьной тревожности Филлипса мы сделали вывод, что наиболее заметны изменения по следующим шкалам: общая тревожность в школе с 100 % до 80 %, проблемы и страхи в от- ношениях с учителями с 40 % до 30 %. Сравнительные результаты, полученные с помощью методики выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А. И. Захаров) показали, что количество и степень выраженности страхов снизилось. Наиболее заметные изменения произошли по шкалам «страх сказочных персонажей» и «страх темноты» с 70 % (7 чел.) до 50 % (5 чел.) и с 90 % (9 чел.) до 60 % (6 чел.) соответственно. После проведения шкалы явной тревожности CMAS мы можем говорить, что увеличилось количество детей, которым свойственен несколько повышен- ный уровень тревожности с 20 % (2 чел.) до 30 % (3 чел.). Состояние тревожно- сти по-прежнему не свойственно только 10 % школьников (1 чел.). На основе данных, полученных с помощью шкалы ситуативной тревожно- сти теста-опросника Спилбергера-Ханина было выявлено, что у 2 человек (20 %) изменился уровень ситуативной тревожности с высокого до среднего. В ходе проведения шкалы личностной тревожности теста-опросника Спилбергера-Ханина было выявлено, что у 2 школьников (20 %) изменился уровень личностной тревожности с высокого до среднего и у 1 испытуемого (10 %) с низкого уровня до среднего. Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов показал, что у большинства младших школьников с задержкой психического преодоле- ние страхов имеет положительную динамику, что подтверждает эффективность составленной и реализованной коррекционно-развивающей программы, на- правленной на преодоление страхов у детей младшего школьного возраста с за- держкой психического развития. Литература 1. Изард, К. Э. Психология эмоций: Учеб. пособие / К. Э. Изард. – СПб.: Изд-во «Питер», 2011. – (Сер. «Мастера психологии»). 2. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия: Учеб. пособие / А. И. Захаров. – СПб.: Изд-во «Питер», 2006. 3. Васильева, И. Г. Особенности коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития / И. Г. Василье- ва // Коррекционная педагогика. – 2007. – № 5 (23). – С. 75–78.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=