Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

245 А. И. Козлова Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. В. Бут-Гусаим ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ На сегодняшний день проблема особенностей страхов младших школьни- ков с ЗПР является актуальной и социально значимой. Страх – это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологиче- скую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия (К. Э. Изард) [1, с. 201]. Известно, что количество страхов на одного младшего школьника с ЗПР превосходит в 1,5 раза количество страхов, приходящихся на школьника с нор- мальным развитием. В остальном детям с ЗПР свойственны страхи, типичные, скорее, для детей более младшего возраста. Страхи детей с ЗПР характеризуют- ся повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию [3, с. 76]. Н. Л. Белопольской, Л. В. Кузнецовой, В. И. Лубовского, В. Б. Никишиной, У. В. Ульенковой, С. Г. Шевченко изучали эмоционально-волевую сферу детей с задержкой психического развития. Существенный вклад в изучение детских страхов внесли А. И. Захаров, В. Л. Леви, Н. Г. Вологодина, В. А. Аверин и многие другие. Целью исследования является: выявление особенностей страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и составление коррекционно-развивающей программы направленной на преодоление страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента применялась ди- агностическая программа, включающая в себя следующие методики: Тест школьной тревожности Филлипса; тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); «Страхи в домиках» (А. И. Захаров и М. Панфилова); Шкала явной тревожности CMAS; Тест-опросник Спилбергера-Ханина. Исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения Тульской области «Тульская школа для обучающихся с ограничен- ными возможностями здоровья № 4» с детьми 2 класса в возрасте 9–11 лет с ЗПР. В исследовании принимали младшие школьники в количестве 10 человек. В ходе применения данной диагностической программы были получены следующие результаты. После проведения методики теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) мы получили следующие результаты: высокий уровень тревожности свойственен 2 испытуемым (20 %). Большинство учащихся имеют средний уровень тревожно- сти 50 % (5 человек). Низкий уровень обнаружен у 3 учеников (30 %). Изучая тревожность в школе с помощью теста школьной тревожности Филлипса мы выявили, что наиболее выраженным у данной выборки является

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=