Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

240 А. Ю. Ковалёва Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, I курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. М. Мирошникова ЗНАЧЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Религиозное образование на сегодняшний день является актуальной и дис- куссионной темой. Немало критических высказываний в адрес религиозного образования связано с политической ситуацией. Религиозное образование – это часть государственно-церковных отношений и, соответственно, его модель на- прямую зависит от модели отношений между государством и церковью. На сегодняшний день существуют три основные модели государственно- церковных отношений. Это идентификационная модель, представляющая собой взаимовлияние церковного и светского в различных институционных и законо- дательных связях. Данная модель показывает, что по своей сути государственно- церковные отношения консервативны, поскольку связаны с традицией, которая, в свою очередь, является источником церковного права. Отделительная модель показывает светскость государства и официальный разрыв отношений между го- сударством и церковью. В светском государстве публичное выражение религи- озности не одобряется, поскольку оценивается как нанесение ущерба единству общества. И кооперационная модель, которую в силу распространения на евро- пейском континенте называют европейской. На основе принципа отделения, т. е. при отсутствии государственной религии. Эта модель обеспечивает легитимное сотрудничество государства и религиозных организаций [1, с. 18]. Соответственно существуют две основные модели религиозного образова- ния. Конфессиональная модель, основанная на организации религиозного заня- тия для учеников определенного вероучения. Основной акцент делается на зна- ниях о какой-то одной религиозной традиции согласно соответствующим правовым нормам. Вместе с тем, школьники имеют право на освобождение от религиозного занятия или на выбор альтернативного курса. И модель некон- фессионального религиозного образования. В отличие от конфессиональной модели неконфессиональная модель предполагает передачу знаний о различ- ных религиях, включая и изучение нерелигиозных учений, чтобы помочь школьникам обрести собственное мировоззрение. Разумеется, эти две модели представляют собой, своего рода, «идеальные типы». В конкретной стране они имеют свое специфическое выражение, в том числе в зависимости от социаль- но-политических факторов [4]. На фоне международного опыта религиозного образования особое значе- ние имеет введение в школьную программу такого учебного курса как «Основы религиозных культур и светской этики» в России. ОРКСЭ – это учебный пред- мет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве фе- дерального компонента. 17 декабря 2010 года Минобрнауки России утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=