Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

238 В рамках четвертого подхода выполнено исследование Л. А. Венгера и Л. И. Цеханской, в котором мерой и показателем готовности к школьному обучению выступило умение ребенка сознательно подчинять свои действия за- данному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. [3] По мнению некоторых авторов, готовность к школьному обучению очень часто рассматривается как функция возраста. Другими словами, ребенок, достиг- ший определенного возраста, тем самым уже считается готовым к школе. В про- тивовес этому мнению, Д. П. Озубел предлагает считать готовность к школе функ- цией не возраста, а поведения, так как достигшие определенного возраста дети не равны по темпу созревания и имеют различный социальный опыт. Прежде всего, социальное развитие личности предполагает изучение сте- пени, характера, механизмов, особенностей включения личности в социальную среду и установления с ней равновесия, что является залогом социального здо- ровья ребенка. В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы "выпадает" из привычной жизни и применяемой к нему педаго- гической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В усло- виях всеобщего школьного обучения это, прежде всего, проявляется в стремле- нии детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности ("В школе – большие, а в детском садике – только малыши"), а также в желании выполнять те или иные поручения взрос- лых, взять на себя какие – то их обязанности, стать помощником в семье.[2] В советской психологии детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л. С. Выготского, содержится в работах Л. И. Божович; Д. Б. Эльконина; Н. Г. Салминой; Е. Е. Кравцовой. Так, например, Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Н. Г. Салмина в качестве показателей психологической готовности к шко- ле выделяет: произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; уровень сформированности семиотической функции; личностные характери- стики, включающие особенности общения, развитие эмоциональной сферы. Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотиче- ской функции как показателя готовности детей к школе, причем ступень разви- тия данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается тот факт, что эффективным школьное обучение будет только в случае, если перво-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=