Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

237 Л. В. Кашуба Факультет психологии, II курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Ю. М. Васина СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охваты- вающая все сферы жизни ребенка. Учитывая все многообразие и разнохарак- терность ведущих в данной области исследований, можно выделить четыре ос- новных подхода к этой проблеме. Все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе, могут быть отнесены к первому подходу, который получил в психологии и пе- дагогике мощное развитие в связи с вопросом о возможности обучения в шко- ле с более раннего возраста. Сущность второго подхода в том, что, с одной стороны, определены тре- бования, предъявляемые к ребенку школой, а с другой, исследуются новообра- зования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошко- льного возраста. Л. И. Божович особо выделяет новообразования в психике ребенка, кото- рые соответствуют предъявляемым современной школой требованиям: опреде- ленный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться; кроме того, у дошкольника должны возникнуть опосредованная мотивация, внутренние этические инстанции, са- мооценка. Совокупность указанных психологических свойств и качеств и со- ставляет психологическую готовность к школьному обучению.[1] В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин проблему психологической готовности к школьному обучению рассматривают не как психологическую подготовку к существующим традиционным формам обучения и жизни, а как наличие предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте. Учет названного положения составляет отличительную особенность третьего выде- ленного подхода, суть которого состоит в том, что в работах, принадлежащих этому направлению, исследуется генезис отдельных компонентов учебной дея- тельности и выявляются пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Выявлению единого психологического новообразования, лежащего у исто- ков учебной деятельности, посвящены работы, отнесенные к четвертому под- ходу, представляющемуся в плане проблемы психологической готовности к школе наиболее интересными. Этому подходу соответствует исследование Д. Б. Эльконина и Е. М. Бохорского. Гипотеза авторов состояла в том, что но- вообразованием, в котором сконцентрирована суть психологической готовно- сти к школьному обучению, является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=