Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

232 Понятие творческого воображения в психологической литературе рассмат- ривалось многими учеными. Большинство психологов отмечают, что вообра- жение является очень сложным процессом. Б. М. Теплов характеризовал твор- ческое воображение, как самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д. Творческое воображение – процесс значительно более сложный и труд- ный, чем воссоздающее воображение. Создать новый образец машины несрав- ненно труднее, чем представить его себе по готовому чертежу. Творческое воображение проходит определенный путь создания образов. Первый этап процесса развития творческого воображения начинается с появле- нием ребенка на свет. Воспринимая окружающий мир при помощи органов чувств, ребенок накапливает материал, который является базой для будущего творчества. Затем следующий этап – процесс переработки воспринятого мате- риала. Главными составляющими второго этапа являются диссоциация и ассо- циация воспринятых впечатлений. Л. С. Выготский отмечает, что диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдель- ные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохра- няются, другие забываются. Умение выделения отдельных черт целого играет ведущую роль для творческого воображения. Литература 1. Васина, Ю. М. Компьютер в обучение старших дошкольников как одно из средств развития их творческих способностей / Ю. М. Васина // Актуальные проблемы речевого развития дошкольников и детского творчества в современ- ном обществе: Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого и 30-летию со дня открытия специально- сти «Дошкольная педагогика и психология» (21–22 нояб. 2013 г.) / Отв. ред. Н. В. Бабичева, Н. А. Дунаева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Тол- стого, 2013. – С. 138. 2. Вераксы, А. Н. Воображение старшего дошкольника / А. Н. Вераксы // Современное дошкольное образование. – 2009. – № 2. – С. 63. 3. Дьяченко, О. М. Об особенностях воображения у детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко // Вопр. психологии. – 2009. – № 6. – С. 112. 4. Дьяченко, О. М. Об особенностях творческого воображения дошкольни- ка / О. М. Дьяченко // Новые исследования в психологии. – 2005. – № 2. – С. 75. 5. Новикова, Н. А. Творческое воображение как перспектива развития лич- ности / Н. А. Новикова // Педагогика искусства. – 2007. – № 1. – С. 127.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=