Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

231 А. В. Кабаник Факультет психологии, II курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Ю. М. Васина ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Воображение дает ребенку создавать что-либо новое, необычайное, позво- ляет ему находить выходы из самых сложных для него проблемных ситуаций. Соответственно с Федеральным Государственным Образовательным Закон Дошкольного Образования (ФГОС ДО), принятым 1 января 2014 года, ключе- выми моментами в развитие дошкольника является игра, общение со сверстни- ками, семьей и воспитателями. Через игру дети познают окружающий их мир, учатся сотрудничать с дру- гими детьми и взрослыми. Для того чтобы ребенок был включен в игру и она помогала ему раскрыться, необходимо задействовать воображение. Воображение – это процесс или способность человеческого мозга созда- вать образы, идеи, которые он никогда ранее не видел, путем переработки со- держания и опыта, и манипулирование ими. Воображение тесно связано с дру- гими познавательными процессами – мышлением, восприятием, памятью. Л. С. Выготский считал, что воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечат- лений. Он отмечал, что привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением. Д. Дидро считал, что без воображения нельзя быть ни поэтом, ни филосо- фом, ни мыслящим существом, ни просто человеком. Воображение – это спо- собность вызывать образы. По мнению Е. И. Игнатьева основной признак процесса воображения, в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобра- зовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опы- та, в результате чего получается новое представление. А. Маклаков, Л. А. Григорович давали не только определение воображе- ния, но и классифицировали его на виды: 1. По результатам. Такое воображение делится на репродуктивное, продук- тивное (творческое). 2. По степени целенаправленности: произвольное (воссоздающее и творче- ское) и пассивное (непроизвольное). 3. По виду образов: конкретное, абстрактное. 4. По степени волевых усилий делится на преднамеренное и непредна- меренное. Так же некоторые психологи выделяли отдельные виды воображения – это мечты, грезы, галлюцинации и сновидения, каждый из которых характеризует- ся своими конкретными характеристиками.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=