Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

226 Н. А. Илле Факультет русской филологии и документоведения, I курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ГИПЕРАКТИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В настоящий момент наиболее актуальной становится проблема воспита- ния детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Это связано не только с генетической предрасположенностью, но и с факторами внешней среды, которые непосредственно оказывают на ребенка свое негатив- ное влияние. Сегодня диагноз «гиперактивный ребенок» или «гиперактивный ребенок с синдромом дефицита внимания» ставится едва ли не каждому пятому ребенку в США (по различным оценкам, синдромом дефицита внимания с гиперактив- ностью страдают от 2 до 18 % всех детей школьного возраста) и в последнее время является все более распространенным в нашей стране. По результатам исследований 15–20 % детей, поступающих в школу, имеют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (М. М. Безруких, С. П. Ефимова) [1]. Изучением гиперактивности занимались как зарубежные (Г. Хоффман, П. Бейкер, М. Алворд), так и отечественные ученые (В. М. Трошин, А. М. Рада- ев, Н. Н. Заваденко). Стоит отметить Генриха Хоффмана, так как именно он яв- ляется первым человеком, который описал поведение гиперактивного ребенка, дав ему прозвище, Непоседа Фил. Обобщенно синдром дефицита внимания и гиперактивность трактуется как неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в дет- ском возрасте [2]. Анализ литературы по данной проблеме показал, что причины СДВГ делятся на 3 большие группы факторов: биологические, психосоциальные, генетические. Биологические факторы заболевания по времени их воздействия подразде- ляют на пре-, перинатальную и раннюю постнатальную патологию. К факторам пренатальной патологии могут быть отнесены токсикозы во время беременно- сти, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания во время беременности, принятие больших доз алкоголя и курение матери во время беременности, травмы в области живота, иммунологическая несовмести- мость по резус-фактору, попытки прервать беременность или угроза выкидыша. Психосоциальные факторы. Негативное влияние на формирование ребенка оказывает психологический микроклимат: ссоры, конфликты, аморальное по- ведение родителей. Значение имеют и особенности воспитания – гиперопека, эгоистическое воспитание по типу «кумира семьи» или, наоборот, педагогиче- ская запущенность, как уже говорилось ранее, могут стать причиной развития психопатологии. Не последнюю роль играют бытовые условия проживания и материальная обеспеченность.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=