Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

223 В. А. Игнатьева, М. С. Гуськова Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Н. Чеснова ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСТВА В УЧЕНИИ Н. А. БЕРДЯЕВА Обращение феномену творчества характерно во многих областях социогу- манитарного знания. Творчество является одним из необходимых элементов развитой личности. Ответ на вопрос о сущностных характеристиках творчества является актуальным, изучение феномена творчества и творческой деятельно- сти всегда будет одним из важнейших и вопросов философии, которыми зани- мались многие философы, в том числе и Николай Александрович Бердяев. Проблему творчества можно считать центральной темой в учении Н.А. Бердяе- ва. Сам мыслитель не упускал возможности напомнить об этом. Например, в своей статье «для немецкого «Словаря философов», раздел о творчестве пря- мо начинается со слов: «Проблема творчества занимает центральное место в моем мировоззрении. Это…есть главная тема моей жизни и моей мысли, на- чиная с книги «Смысл Творчества» [1]. Его книга «Смысл творчества» основа- на на личностном творческом подъеме, представляет собой осмысление Бер- дяевым Н.А. пережитого откровения творчества после подавленности грехом. Данный труд раскрывает почти все аспекты творчества, нацелен дать ответы на фундаментальные вопросы, например, «Что есть творчество и зачем оно»? Это очень хороший вопрос, потому что дать определение понятию «творчество» достаточно сложно, каждый философ дает свою трактовку в зависимости от его видения творческой деятельности. Одним из словарных определений данного понятия является то, что под творчеством понимается – «деятельность, порож- дающая новые ценности, идеи, самого человека как творца» [2]. В отличие от ценностной составляющей творчества Н. А. Бердяев делает упор на идее того, что творчество является проявлением гениальной природы человека. Причем при соединении таланта и гениальности (как присущей характеристике каждого человека) рождается гений. Гениальность распространяется на все виды дея- тельности человека – любовь, забота, «внутренняя интуиция людей» [2], «му- чение над вопросом о смысле жизни и искание правоты жизни», самотворчест- во. Гениальность по мысли Н. А. Бердяева становится основанием для любого вида деятельности, в первую очередь внутреннего творчества, понимаемого как самотворчество. Процесс самотворчества предстает как «превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчества» [2]. За творче- ство человека отвечает его детское начало, раскрывающееся в обладании твор- ческими задатками – «памятью, воображением, непосредственной яркостью впечатлений» [2]. Отсутствие детского начала, приводит к превращению чело- века в заурядную личность. Проблема творчества выходит в своем раскрытии еще на одну централь- ную проблему в творчестве Н. А. Бердяева. Она выходит на религиозную про- блему личности и свободы. Личность предстает реальность духовная, она есть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=