Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

215 Е. В. Иващенко Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – К. Ю. Брешковская ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Развитие культуры поведения – это одна из актуальнейших и сложнейших проблем. На сегодняшний день она должна разрешаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Ведь всё то, что закладывается в душу ребенка сей- час, проявляется позже и становится его и нашей жизнью. В настоящее время говорится о необходимости возрождения культуры поведения в обществе, а это прямо связано с развитием и воспитанием ребенка в школе. Как раз в началь- ных классах продолжают закладываться основы аккуратности и опрятности, вежливости и точности, а также присваиваются хорошие манеры, умение куль- турно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. В том слу- чае, когда самые простые нормы культурного поведения не освоены детьми с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот недостаток и проводить более тяжелую работу по перевоспитанию школьников. Если у детей отсутст- вуют самые простые культурные привычки, то это затрудняет воспитание у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения, таких как такт, деликатность, непринужденность, изящество манер и т. д. Культура поведения непосредственно связана с внутренней культурой индивида, правилами эстети- ки, с общепринятыми ориентациями и обычаями. Внешнее поведение человека во многом определяет внутреннюю культуру и наоборот. Неопрятность во внешнем виде, грубость и бестактность незаметно формируют соответствую- щие негативные качества личности. Поэтому с раннего возраста нужно дать де- тям необходимые знания о правилах культурного поведения и привычек их вы- полнения [2]. Культура поведения младших школьников в значительной степени форми- руется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье. Личный опыт общения ребенка в этом возрасте еще весьма недостаточен. Он иногда может быть неучтив лишь потому, что не знает когда, где и как надо поступить. Часто дети овладевают правилами хоро- шего тона подражая, наблюдая за поведением взрослых, являющихся авторите- том для них. Вместе с тем осознание ребенком своего поведения и своих дейст- вий – это условие, которое необходимо для формирования общественно полезных навыков, привычек и моральных норм поведения. Человек может аб- солютно сознательно ответить перед обществом только за то поведение, значе- ние которого человек может понять и оценить учитывая общественную пользу и необходимость [4]. Формируя культуру поведения у младшего школьника, педагогу требуется, прежде всего, развить и углубить у детей правильные представления о правилах поведения и моральных нормах. Большую роль тут играет нравственное про-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=