Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

213 щими под одной крышей [2, с. 78]. Основой и своеобразным фундаментом раз- вития индийской семьи, бесспорно, являются многочисленные традиции (под- чинение и уважение старшего члена семьи, выбор родителями девушки жениха и т. д.), религиозно-духовные нормы, которые оказывают большое влияние на повседневное поведение индусов. В отличие от многих европейских стран в Индии большое значение отво- дится соблюдению традиций и обычаев, которым должны следовать не только представители местного население, но и иностранные граждане, которые при- езжают в Индию в качестве туристов [6, с. 64]. Но в своей работе мне хотелось бы затронуть тему не правил поведения в обществе, а традиций, которые сформировались внутри семьи в процессе ис- торического развития. Безусловно, семейная жизнь в Индии подчинена опреде- лённым правилам и строго регламентируется. В индийском обществе до сих пор большую роль играют обычаи, сформировавшиеся сотни лет назад, кото- рые во многом продиктованы делением индийского общества на касты. Ярким примером является самостоятельный выбор отцом семейства жени- ха для дочери (браки были очень ранние, еще до достижения девушкой половой зрелости) [2, с. 50]. Допускались браки только между представителями одина- ковых каст, важно отметить, что муж чаще всего должен был иметь более вы- сокое социальное положение, чем жена. В Индии строго запрещались разводы и повторные браки. Свадьба всегда была неотъемлемым элементом в жизни каждого индуса, кроме того, свадьба для индусов является не столько желанием и праздником, сколько обязанностью. Как и в далёком прошлом родители само- стоятельно устраивают браки своих детей, огромное значение имеет при этом статус, каста и положение человека в обществе. Для высших слоёв был харак- терен обычай оставлять приданое за невестой, что имеет широкое распростра- нение и в настоящее время. Воспитание младшего поколения основывается на строгих принципах и полном поклонении и повиновении отцу, зачастую отсутствует предоставле- ние свободы выбора (ярким примером является покорное согласие дочери, свя- занное с выбором её родителями жениха). Воспитание детей в индийской семье всегда основывается на взаимном уважении, любви, взаимопонимании друг к другу и исключительно в благоприятной обстановке [1, с. 32]. Может сло- житься впечатление, что феномен традиционной семьи настолько сильно за- крепился в сознании индусов, что никакое падение нравов, общественный про- гресс не смогут пошатнуть его. В действительности, это не совсем так. «Традиции и обычаи, бесспорно, имеют очень большое значение (например, почтительное и уважительное отношение жены к мужу), но в настоящее время в Индии постепенно укореняются права женщин и всё большее распростране- ние получают гражданские браки, происходит плавное уравнение в правах мужчин и женщин» [3, с. 614]. Таким образом, несмотря на то, что в Индии исторически сложилось, что один – добытчик, а другая обязана создавать и поддерживать в доме уют – все равно, отношения в индийской семье основываются на взаимопонимании, ра- венстве и искренней любви, а семейные ценности, обычаи и традиции являются

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=