Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

210 дания. Из недостатков следует отметить тот факт, что результат можно узнать спустя время, а также зачастую контрольная работа проверяет знания учащихся лишь в рамках определенной темы. Мы рассмотрели пример традиционной формы, теперь сконцентрируемся на нетрадиционной форме. Матричный кон- троль – первенец нетрадиционных форм контроля знаний. Его суть состоит в следующем: учащимся раздаются разные варианты заранее заготовленных матриц с вопросами, и каждый из них выбирает из всех предложенных в мат- рице ответов только один правильный. По окончании работы преподаватель собирает матрицы с ответами учащихся и сравнивает их с контрольной матри- цей, накладывая ее поочередно на все матрицы с ответами учащихся. За очень короткий промежуток времени можно проверить все работы учащихся и оце- нить их ответы. К преимуществам матричного контроля можно отнести эконо- мию времени при проверке ответов учащихся, происходит более точная и пра- вильная оценка знаний, к недостаткам – много времени уходит на подготовку материала, а также не стоит забывать про материальные расходы [2]. Проходя педагогическую практику в качестве учителя физики и классного руководителя в 7 классе в МБОУ «ЦО № 26» в беседе с учителями разных предметов мы выяснили, что именно тестирование, по их мнению, является наиболее оптимальной формой оценивания знаний учеников. Среди достоинств тестирования преподаватели выделили такие, как: объективная оценка знаний, возможность организовать взаимоконтроль и самоконтроль, вносить разнообра- зие в методику работы, включать дифференцированные задания. Преподаватели с уверенностью отмечают, что необходимо использовать не только традиционную форму, но и активно внедрять нетрадиционную (напри- мер, викторины, олимпиады), она не только делает учебный процесс разно- образным и ярким, создает атмосферу праздника при подведении итогов проде- ланной работы, но и снимает возникающий при традиционных формах психологический барьер. На наш взгляд, наиболее эффективна рейтинговая система оценки знаний, которая не только развивает самостоятельность мышления и способность к са- моразвитию, она расширяет кругозор в области изучаемой дисциплины и повы- шает ответственность учащихся за результат своей деятельности. Каждый вид работы и каждое задание при данной системе оценивания имеет определенное количество баллов, учащиеся о распределении баллов знают заранее и поэтому легко могут подготовить себя к предстоящей работе. Например, рассказать до- машний параграф – 2 балла; выполнить домашний эксперимент и выступить пе- ред одноклассниками – 5 баллов; решение задачи у доски – 3 балла; решение не- стандартной задачи – 4 балла; ответ с места – 1 балл; самостоятельная работа – 5 баллов. Критерий перевода баллов в оценки оговаривается в самом начале: 10 баллов – «5»; 8 баллов – «4»; 5 баллов – «3». Получая возможность свободно- го выбора видов деятельности, учащиеся не испытывают психологического дис- комфорта, у них формируется интерес к изучению физики. Подчеркнем, что эффективность оценивания предметных результатов обу- чения обеспечивается реализацией всех его функций: диагностической, обу- чающей, стимулирующей, корректирующей, воспитательной.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=