Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

207 сти, познавательному интересу отводится главное место. Они не только активи- зируют умственную деятельность в данный момент, но и направляют её к по- следующему решению различных познавательных задач. Следует заметить, что стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рацио- нальности познания. Ещё К. Д. Ушинский подчёркивал как важно серьёзное за- нятие сделать занимательным. С этой целью учителя должны использовать в своей практике различный материал, который заставляет задуматься, развива- ет самостоятельность, инициативу и волю ученика, приучает считаться с инте- ресами одноклассников. Активные мыслительные процессы необходимы для качественного усвое- ния учебного материала. Учитель может добиться активности мышления обу- чающихся только в том случае, если использует совокупность методов и приё- мов, как новых, так и старых, уже ставших традиционными, применяя их во всевозможных комбинациях. Анализ литературы по данной проблеме, педагогического опыта позволил выделить следующие приемы активизации мыслительной деятельности уча- щихся на уроках литературы, ориентированной на формирование умения учиться, осуществлять рефлексию данного процесса: – особая технология подготовки домашних заданий путем составления учащимся плана прочитанного и пересказа по нему главных мыслей; – приучение систематически отвечать на имеющиеся в учебнике контроль- ные вопросы, а также самостоятельное их составление по изученному материалу; – использование специальных памяток, фиксирующих типичные комплек- сы учебных задач; – преднамеренная постановка учителем проблем, стимулирующих дискус- сию, побуждающих к самоанализу. Выполнение учащимися активной мыслительной деятельности при изуче- нии теоретического материала способствует не только углублённому его пони- манию, но и освоению. Эффективному запоминанию также помогают следую- щие приёмы мыслительной деятельности: сравнение, обобщение, составление плана, реконструкция материала, конкретизация, выделение смысловых опор- ных пунктов, классификация, систематизация. Одним из важных условий успешной активизации мыслительной деятель- ности является учет индивидуальных возможности учащихся класса. Решаемые на уроках задачи должны быть доступными для всех. В начале урока учитель может подбирать такие упражнения, которые первоначально требуют от уча- щихся непродолжительных усилий. Выполняя эти упражнения, учащийся при- обретает некоторые умения и навыки, а также активизируются их мыслительная деятельность. У него возникает уверенность, появляется интерес, выполняемая деятельность приобретает для него значимость, внимание его становится более устойчивым, что помогает внедрять в урок уже более усложненные задания для учащихся. Таким образом, учитель может сначала восстановить у слабых учеников чувство удовлетворённости, желание работать. Развивая затем постепенно вни- мание, память и мышление этих учащихся, можно добиваться хорошего усвое-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=