Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

206 Л. В. Зеленкова Факультет русской филологии и документоведения, I курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках – актуаль- ная проблема, так как современному обществу требуются люди, способные са- мостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происхо- дящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения не только содержания образования, но и его ор- ганизации. Гуманистическая парадигма обучения обусловливает необходи- мость развития одной из главных человеческих способностей – осуществлять самостоятельную жизнедеятельность, т. е. быть ее субъектом. Исследователи считают, что данная способность создает предпосылки для успешного жизнен- ного самоопределения саморазвития личности (А. Г. Асмолов). Процесс обучения должен создавать условия для формирования субъектной позиции ученика в учебной деятельности. Быть субъектом учебной деятельно- сти – значит уметь ее анализировать, выделять в ней составные компоненты, оценивать их с точки зрения общественных эталонов, владеть способами ее преобразования (А. К. Маркова). В связи с этим актуализируется направлен- ность учебного процесса на формирование у школьников умения учиться, т. е. самостоятельно добывать знания, решать поставленные задачи, осуществлять рефлексию полученных результатов. Иными словами, субъектность проявляется в активности ученика. В пси- холого-педагогических исследованиях «активность» рассматривается с двух позиций: как динамическое свойство человеческой деятельности, свойство ее собственного движения; как внутренняя способность к взаимодействию, спо- собность человека производить общественно-значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляю- щаяся в творчестве, волевых актах, общении. Активность – это деятельностное состояние субъекта, определяющее уровень и качество результатов обучения. Активность психического отражения может возникать под влиянием внешних факторов, она по своей сути есть выражение внутреннего состояния ученика, его познавательных сил и свойств личности. В этом процессе ключевая роль принадлежит мыслительной деятельности. Вопрос активизации мыслитель- ной деятельности школьников нашел отражение в работах отечественных пси- хологов Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Н. А. Менчинской, Г. И. Щукиной, А. В. Петровского и др. Активизация мыслительной деятельности учащихся − одна из основных задач учителя. При этом в активизации мышления мотивам учебной деятельно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=