Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

204 Для формирования позитивного самосознания детей подросткового воз- раста с 3ПР нами были выделены следующие корреционно-развивающие на- правления работы: 1. Формирование благоприятного психологического климата в школьном коллективе, так как чем лучше психологический климат в коллективе, тем вы- ше ученики оценивают друг друга. Соответственно, чем выше они оценивают друг друга, тем выше самосознание и наоборот. 2. Работа по формированию позитивного самосознания должна быть направ- лена на раскрытие личностных возможностей подростков, создание внутренних критериев, базирующихся на их реальных и потенциальных достижениях. Для реализации необходимо развивать интересы и способности школьников, фор- мировать у них представления о собственных возможностях, собственную оценку способностей. 3. Формирование у подростков интереса к общественно-полезной, трудо- вой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической видам деятель- ности. Важно понимать, что деятельность становится интересной и значимой для подростков, если она приносит эмоциональное удовлетворение, возмож- ность самореализации. 4. Развитие коммуникативных навыков, так как высокий уровень комму- никативной компетентности коррелирует с позитивным самоотношением и са- моуважением. Содержание психолого-педагогической деятельности по форми- рованию навыков общения у подростков предполагает передачу подросткам специальных знаний, формирование специальных умений и навыков, а также ценностного отношения к общению и взаимодействию. 5. К числу важнейших направлений проведения коррекционно-развиваю- щей деятельности необходимо отнести работу с родителями, воспитывающими подростков с 3ПР. Формирование позитивного самоотношения в значительной мере зависит от характера и содержания взаимоотношений в семье, от преобла- дающего в ней психологического климата общения. В отношения рассматри- ваются как один из главных источников развития позитивного самосознания подростков с 3ПР. На наш взгляд, при психологической коррекции самосознания целесооб- разно использовать групповые формы работы, так как коррекционный эффект достигается не только деятельностью психолога, но и внутригрупповыми про- цессами. Особенно потому, что в подростковом возрасте особенно значимо мнение группы и межличностные отношения в ней. Что в свою очередь также оказывает психотерапевтическое воздействие. Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ходе ис- следования были изучены особенности развития самосознания у детей подро- сткового возраста с 3ПР, а так же сформулированы направления коррекционно- развивающей работы с детьми данной категории. Полученные данные могут быть использованы специальным психологом для развития у них устойчивого позитивного самосознания.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=