Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

203 дующих показателей: уровень притязаний у 20 % исследуемых детей подростково- го возраста с ЗПР выявлен низкий. Так же у 20 % выявлены средние показатели, что является оптимальным результатом. И большинство подростков (60 %) имеют нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Рассматривая результаты по шкале самооценки, мы выявили у половины детей исследуемой группы завышенную самооценку, что может указывать на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка подтверждает личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. При этом 30 % подростков име- ют низкие показатели самооценки, которые свидетельствует о крайнем неблаго- получии в развитии личности этих детей. И только у 20 % подростков выявлен средний уровень, что говорит об их реалистической (адекватной) самооценке. Результатом проведения третей методики (Шкала самоэффективности Р. Шварцер, М. Ерусалем (в адаптации В. Г. Ромека) стало выявление только 30 % диагностированных подростков с высоким уровнем самоэффективности, что говорит об уверенности этих детей в своей способности поддерживать соб- ственную мотивацию, мобилизовать когнитивные ресурсы и совершать дейст- вия необходимые для контроля над определенными событиями. 30 % детей имеют средние показатели и 40 % подростков имеют низкие показатели разви- тия самоэффективности. Результаты четвертой методики ( Лесенка В. Г. Щур): заниженного уровня развития самооценки у исследуемых подростков не выявлено. У 20 % диагно- стируемой группы выявлен адекватный уровень самооценки. Большинство (70 %) имеют завышенный уровень развития самооценки, дети немного поду- мав ставили себя на самую высокую ступеньку. И у одного подростка выявлен неадекватно-завышенный уровень развития самооценки, ребенок, не думав, по- ставил себя на высокую ступеньку. При обработке методики исследования самоотношения С. Р. Пантелеева (МИС) мы рассматривали 3 шкалы, наиболее подходящие по теме исследова- ния, это шкала самоуверенности, самоценности и самопринятия. Результатом стало выявление следующих показателей: по шкале самоуверенности большин- ство подростков имеют низкие значения, по шкале самоценности выявлено 60 % подростков с низкими значениями, а так же 70 % детей с высоким уров- нем самопринятия. Таким образом, при реализации нашей диагностической программы мы определили, что половина исследуемых подростков имеют низкий уровень са- моуважения, самооценка половины исследуемой группы детей имеет завышен- ный уровень. Самоотношение, самоуверенность, как и самопринятие находятся, так же на низком уровне. Однако по шкале самоценности большинство детей оценивают себя на средние показатели. По шкале самоэффективности боль- шинство подростков так же с низкими показателями. Уровень притязаний име- ет высокий уровень у большинства исследуемых подростков с ЗПР. Таким образом, мы определили, что формирование самосознание у детей с ЗПР носит замедленный характер (по сравнению с нормой), а так же снижена активность в познании себя.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=