Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

202 Самооценочные высказывания у детей с ЗПР характеризуются однослож- ностью и нераспространенностью. Самооценка недостаточно представлена, она не носит эмоционально-личностной окрашенности и передается преимущест- венно темами, отражающими констатирующие, безрефлексивные, анкетно – штамповые сведения о себе, что указывает на периферийность положения са- мопринятия в семантическом пространстве детей данной категории «образа Я». Так же формирование самосознание у детей с ЗПР носит замедленный ха- рактер, снижена активность в познании себя [3, с. 55]. Одной из причин этого являются трудности в общении со сверстниками и взрослыми, которые препят- ствуют формированию образа «Я» через окружение. У детей с задержкой пси- хического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и с взрослыми. Так же стоит отметить, что, как и у детей нормально развивающихся, так и у детей с задержкой психического развития имеются общевозрастные осо- бенности самосознания, обусловленные возрастом ребенка так и имеющиеся особенности течения онтогенеза каждого ребенка. Особенности самоотношения подростков с ЗПР проявляются в полюсности переживаний о самих себе, в не- желании развития «собственного Я», в тенденции к преувеличении своих воз- можностей [4, с. 79]. Целью нашего исследования стало выявление особенностей развития са- мосознания у детей подросткового возраста с задержкой психического развития с помощью составленной нами диагностической программы. В нее вошли сле- дующие методики: 1. Шкала самоуважения Розенберга. 2. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. 3. Шкала самоэффективности Р. Шварцер, М. Ерусалем (в адаптации В. Г. Ромека). 4. Методика Лесенка В. Г. Щур. 5. Методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева (МИС). Базой исследования явился «Протвинский центр реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями». В данном эксперименте при- няло участие десять подростков 12–14 лет с заключением ПМПК «задержка психического развития». Результаты, полученные в ходе проведения первой методики – «Шкалы самоуважения Розенберга» – показали, что 50 % исследуемых подростков име- ют низкий уровень самоуважения. У 30 % подростков был установлен средний уровень самоуважения, что говорит, о том, что эти дети могут адекватно оцени- вать свои достоинства и недостатки, соглашаются с тем, что бывают неправы, они сохраняют уважение к себе при неудачах, но склонны иногда заниматься затянутым «самобичеванием». Только 20 % подростков имеют высокий уро- вень, что говорит о том, что эти дети уважают себя как человека, личность, профессионала и делают все для того, чтобы продолжать уважать себя. Результатом проведения второй методики (Методика исследования само- оценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан) стало выявление сле-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=