Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

201 А. В. Замотаева Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. В. Бут-Гусаим ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Одной из актуальных проблем в психологии является изучение становле- ния самосознания у детей подросткового возраста. Исследования по данной проблеме дают обширный материал для понимания личности подростка, что необходимо для последующего благоприятного интегрирования его в общест- во. Эта проблема звучит еще более остро применительно к подросткам, имею- щим отклонения в онтогенезе в виде задержки психического развития (3ПР). Самосознание является венцом развития высших психических функций – оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, и выделив себя в этом мире, познать свой внутренний мир, переживать его и определенным обра- зом относиться к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта означает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от изменяющихся жизненных ситуаций должна оставаться собой [5, с. 23]. 3адержка психического развития определяется как нарушение темпа все- го психического развития при наличии значительных потенциальных возмож- ностей. Данный вид дизонтогенеза имеет временное нарушение развития, ко- торое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ре- бенка [2, с. 36]. К сожалению, статистика говорит о том, что в последние десятилетия зна- чительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. В настоящее время они составляют более 20 % детской популяции. Выготский Лев Семёнович писал, что: «Период подростничества самым трудным и сложным из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности» [1, с. 102]. Этот период является самым ответственный, поскольку в нем складываются основы нравственности, а также формируются социальные установки, отношения к себе, к людям и обществу в целом. Глав- ные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, са- мовыражение и самоутверждение. Теоретический анализ специальной литературы выявил, что у детей с за- держкой психического развития нарушение самосознания проявляется главным образом в социальной дезадаптации, так как установлено, что жизненное бла- гополучие ребенка, зависит не от дефекта самого по себе, а от его социальных последствий: от социально-психологической реализации человека. Так же на- блюдается формирование негативной «Я-концепции», и как следствие искаже- нии взаимоотношений с окружающим миром и негативное обобщенное само- отношение [2, с. 45].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=