Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

191 Д. В. Жукова Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – С. В. Пазухина УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ К ДОО Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной обра- зовательной организации занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Поступление ребенка в центр образования – новый период в жизни ребенка, со- пряженный с тяжелыми переживаниями, которые сопровождаются изменения- ми поведенческих реакций ребенка. Адаптация является сложным процессом приспособление организма, который происходит на нескольких уровнях на фи- зиологическом, психологическом и социальном [1, с. 46]. Впервые термин «адаптация» был введен в XIX веке немецким физиоло- гом Х. Аубертом и первоначально данный термин употреблялся в рамках био- логической науки для обозначения приспособления функций организма, его ор- ганизмов и клеток к условиям среды. Позже термином «адаптация» стали обозначать процесс и результат приспособления индивида к условиям социаль- ной среды [2, с. 9]. Исследованию адаптации детей посвящены ряд отечественных и зарубеж- ных работ. Основные аспекты адаптации рассмотрены в трудах отечественных ученых Ф. Б. Березина, А. А. Бодалева, Л. С. Выгодского, А. А. Реана, Л. С. Ру- бинштейна и др., а так же в работах зарубежных авторов Э. Брен, У. Джеймс, Ж. Пиаже, Г. Селье, Д. И. Фельдштейн. Проблема адаптации детей дошкольно- го возраста была рассмотрена в трудах И. М. Аксариной, Л. Н. Павловой, К. Л. Печоры, Л. В. Белкиной, Т. В. Костяк и др. В. Г. Крысько рассматривает социально-психологическую адаптацию, как процесс приобретения определенного статуса, овладение социально-психоло- гическими ролевыми функциями. Статус представляется как положение лично- сти в системе межличностных отношений, определяющих их права, обязанно- сти и привилегии. В процессе социально-психологической адаптации личность стремиться достичь гармонии между внутренними и внешними условиями жизни [3]. Социально-психологическая адаптация – это процесс перестройки поведе- ния и деятельности ребенка в новых условиях. С приходом в дошкольную обра- зовательную организацию в жизни ребенка происходит много изменений: ме- няется режима дня, отсутствие родителей, ребенок находиться в постоянном контакте со своими сверстниками, появляется другой стиль общения. Со всеми этими изменениями ребенок сталкивается одновременно, что создает стрессо- вую ситуацию, которая может привести к невротически реакциям. Особую остроту проблеме социально-психологической адаптации детей раннего возраста придает состояние здоровья детской популяции, тесно связан- ное с особенностями и возможностями успешной адаптации к условиям окру-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=