Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

187 ские особенности. Письмо становится приемом создания многослойного мо- дернистского и постмодернистского текста либо просто служит в качестве «удобной текстовой оболочки» [6]. Что касается русской литературы, эпистолярный жанр появился здесь на ру- беже XVIII–XIX вв. в рамках прозаических произведений (к примеру, «Письма рус- ского путешественника» Н. М. Карамзина, «Философские письма» П. Я. Чаадаева). Сегодня в мире наблюдается закат данного жанра, поскольку в современ- ном обществе меняется сама манера коммуникации. С другой стороны, измене- ние коммуникации не означает полное исчезновение эпистолярного жанра, а, скорее всего, предполагает его видоизменение, трансформацию, приспособ- ление к новым техническим условиям. Проблема литературоведческого и лингвистического осмысления эписто- лярного жанра сегодня стоит очень остро. Это ознаменовано, прежде всего, тем, что ученые до сих пор не могут выделить единого термина для обозначе- ния данного жанра. Так, помимо термина «эпистолярный жанр», в научной ли- тературе широко используются термины «эпистолярная речь», «эпистолярный ряд», «эпистолярная манера», «эпистолярная форма», «эпистолярный тип тек- ста», «эпистолярная литература», «эпистолярный контекст», «эпистолярный стиль», «эпистолярный дискурс» и т. д. [см.: 4]. Эпистолярный жанр является сегодня одной из наиболее дискуссионных тем в различных научных дисциплинах. Письма исследуются многоаспектно: в рамках жанрово-стилевой специфики, структуры, языковых единиц и т. д. Однако по сей день эпистолярий не получает строго определенного функцио- нально-стилистического статуса. Причиной этого, с точки зрения О. Н. Седовой, является неупорядочен- ность и недифференцированность терминологической базы: «В традиции функциональной стилистики эпистолярный стиль всегда был некоей «фигурой умолчания» и остается таковым до настоящего времени» [7]. Помимо этого, разночтения в рамках изучения эпистолярного жанра воз- никают в связи с многозначным понятием «письмо». В связи с этим эпистоляр- ным можно считать в стилистике определенный стиль или подъязык коррес- понденции, если рассматривается речевое произведение в виде письма. В этом случае эпистолярная речь – это лишь письменная речь носителей языка посред- ством переписки [3, с. 2]. Таким образом, эпистолярный жанр развивается с античных времен и до настоящего времени, претерпевая значительные изменения в ходе своего разви- тия. Среди основных исторических периодов его развития выделяются попу- лярность в XVIII в. в Европе (на рубеже XVIII–XIX вв. в России), упадок в XIX в. и возрождение в новом виде в XX–XXI вв. Терминология эпистолярия в лите- ратуре до сих пор не установлена, в связи с чем приводятся различные его дефиниции, в зависимости от ракурса рассмотрения жанра. Функционально- стилистический статус эпистолярия также не определен: его относят к отдель- ным функциональным стилям, жанрам этих стилей, объединению стилей и жан- ров, особому жанру речи, дискурсу или вовсе отказываются выделять как от- дельную форму повествования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=