Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

186 Е. В. Ермольченко Факультет иностранных языков, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – О. А. Бобок К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА История развития эпистолярного жанра в мировой литературе уходит своими корнями в античные времена. В процессе своей эволюции жанр претер- певал множественные изменения, которые были ознаменованы эволюцией са- мого общества. До сих пор границы эпистолярного жанра определить невоз- можно, поскольку линии между литературой и другими формами высказывания неточны. В связи с этим и в современном литературоведении вопрос теоретиче- ского отнесения эпистолярного жанра к какому-либо функциональному стилю или литературному жанру стоит достаточно остро. Основными особенностями эпистолярного жанра принято считать досто- верность повествования; повествование от первого лица; убедительность пове- ствования; наличие отправителя и адресата; неофициальность речи, разговор- ная ее разновидность; спонтанность речи; возможность перехода из одного стиля в другой; слияние монолога и диалога. Одним из первых античных писателей, творивших в жанре эпистолярия, признается Цицерон, эпистолярное наследие которого насчитывает, по утвер- ждению Б. А. Гиленсон, 774 письма [2]. Следовательно, можно утверждать, что Цицерон стоит у истоков эпистолярного жанра, являясь, фактически, его родо- начальником. Развитие эпистолярного жанра в европейском обществе началось в XVIII веке, сразу после развития жанра романа (novel), который Г. Гегель называл «буржуазной эпопеей» [1, с. 474]. Развитие эпистолярного жанра в литературе совпадает с историческим периодом зрелого Просвещения в Англии. Впоследст- вии эпистолярный роман стал вершиной развития нового европейского романа. Основная особенность эпистолярного романа – фактическое освещение событий, достоверность – превзошла по популярности роман-историю с псев- доисторическим сюжетом и повествование в третьем лице, хотя несколько позднее другие романные формы (в частности, мемуары, дневники, путевые описания) затмили и собственно эпистолярный жанр, от которого они переняли «повествование от первого лица и принцип достоверности повествования» [5]. До 1830-х гг. произведения эпистолярного жанра продолжают появляться в европейской литературе, однако они уже являются либо «набором известных штампов», либо «пародией на них» [6]. С другой стороны, форма письма в ро- мане продолжает использоваться, хотя уже в новом, экспериментальном виде. Функцией письма становится архаизация повествования, его употребление в качестве одного из якобы достоверных источников. Однако, в общем и целом, жанр эпистолярного романа в XIX в. приходит в упадок. Данный жанр возрождается в европейской литературе в XX веке. Однако в этот исторический период эпистолярий существенно меняет свои специфиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=