Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

183 В основу политехнической школы ЦК руководствовалось указаниями Ле- нина. Он указал что необходимо: «Избегать ранней специализации, разработать инструкцию об этом. Расширить во всех профтехшколах общеобразовательные предметы. Безусловным заданием поставить немедленный переход к политех- ническому образованию или, вернее, немедленное осуществление ряда доступ- ных сейчас же шагов к политехническому образованию...» [9]. 25 августа 1932 года ЦК ВКП(б) принял Постановление «Об учебных про- граммах и режиме в начальной и средней школы», которое должно было обес- печить действительно прочное и систематическое усвоение учащимися основ науки. Обучение проходило на основе принципов системного и качественного обучения: доступности, сознательности и активности, наглядности, система- тичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связи тео- рии с практикой. ЦК ВКП(б) предлагает основывать учебный процесс в школах на следую- щей основе: 1) основной формой организации учебной работы должен стать урок; 2) определенный состав учащихся; 3) стабильное расписание занятий; 4) систематизация знаний [6]. В данные годы увеличивалась и совершенствовалась организация препода- вательских сотрудников и материальная основа школьного образования. Данные меры дали начало для провозглашения права на образование и в Основном законе. Но для этого были свои причины. Культурная революция способствовала повышению духовных запросов людей. Без развития широкой сети всякого рода учебных заведений и культурно-просветительских учрежде- ний удовлетворить их было невозможно. Конституция 1936 года стала первой Конституцией, в которой право на образование провозглашено как право человека. В новой Конституции уже присутствует статья, посвященная данному праву (ст. 121), в ней говорит, что все граждане имеют право на образование. Это право обеспечивается: «всеобщим обязательным восьмилетним обра- зованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов обра- зования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, совхозах и колхозах бесплатного производст- венного, технического и агрономического образования трудящихся» [1]. Для его обеспечения используется широкая сеть начальных, семилетних, средних, специальных средних школ, высших учебных заведений, преподавание на род- ном языке. В новой Конституции СССР 1977 года понятие и содержание права на об- разование значительно расширилось. Она по-новому определила право совет- ских граждан на образование, обогатила его содержание, расширила гарантии реализации.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=