Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

182 А. О. Дьяченко Факультет истории и права, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. В. Симонова ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В КОНСТИТУЦИЯХ СССР В послевоенный период условия, в которых находилось советское государ- ство, повысили актуальность проблемы права на образование советских граж- дан. Большое внимание к этой проблеме обусловлено необходимостью после- довательной и полной реализации всех конституционных регламентации создания условий для всестороннего развития личности, повышения социаль- ной активности советских граждан, потребностями общественного развития со- циализма, совершенствованием системы образования, интересами идеологиче- ской борьбы [7]. Ленинские указания стали основой для создания новой школы. Начало реализации государственной программы по ликвидации безграмотности дал декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года [5]. В. И. Ленин подверг большой критике старую школу, которая действовала лишь в интересах буржуазии. Он ставил перед собой цель «добить- ся настоящего коммунистического образования» [10]. Конституция 1924 года пусть и не содержала главы, посвященной правам и свободам граждан, но, тем не менее, в стране уделялось большое внимание данному вопросу. В 1925 г. был принят закон, предусматривающий введение в стране всеоб- щего начального образования [3]. Ликвидировались гимназии, реальные учи- лища, церковно-приходские и земские школы. Их заменила единая для всей страны трудовая школа. Обучение в ней было бесплатным. Преобразования коснулись не только начальной школы. Высшая школа также претерпела суще- ственные изменения. Для поступающих в вузы создавались рабочие факульте- ты, что способствовало повышению общеобразовательной подготовки. Студен- ты принимались в вузы без вступительных экзаменов. Все это вместе должно было способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции. Уделялось внимание восстановлению и развитию научного потенциала страны. Были открыты научно-исследовательские институты. В 30-х годах право на об- разование продолжает свое развитие, делаются новые шаги в решении задачи получения образования. По указанию И. Сталина была предпринята глубокая перестройка всей системы гуманитарных наук. Было осуществлено обязатель- ное 7-летнее обучение в городах и рабочих поселках [8]. Поворотным моментом в истории советской средней школы стало Поста- новление ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 года «О начальной и средней школе». В ней говорилось о том, что требуется разработать школьные программы, в ко- торые будет входить точно очерченный круг систематизированных знаний (родной язык, математика, физика, химия, география, история) [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=