Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)
180 Следом идёт рецептивный этап, требующий использования заданий, на- правленных на перцепцию информации, её осознание и запоминание. Напри- мер, в качестве задания учитель прибегает к просмотру учениками определён- ного видеофрагмента с последующим обозначением порядка реплик в нём. В качестве третьей стадии выступает аналитический этап. Его цель – овла- дение школьниками структурой монологической и диалогической речи. На данном этапе учитель организует работу учащихся с транскриптом про- смотренного эпизода. Ученики должны проанализировать компонентный со- став и структурную составляющую, которые определяют тип конкретного изу- чаемого вида монологической или диалогической речи, к примеру, описания или расспроса. Таким образом, у школьников начинает складываться принцип построения своего потенциального высказывания. Четвертый этап работы носит название репродуктивного. В рамках данной стадии широкое применение получают условно-речевые упражнения, напри- мер, пересказ, расширение или сужение текста, изменение монологических или диалогических высказываний действующих лиц посредством использования эквивалентных замен. Опорой на содержательный компонент служит видеоза- пись. В данном случае школьники могут пересказать увиденный фрагмент от лица одного из героев, изменив при этом время действия. Наконец, завершающей стадией работы с видеоматериалом является про- дуктивный этап, главная цель которого – обеспечение речевой практики. В данном случае речь школьников носит неподготовленный характер, но при этом они в полной мере могут опираться на видео, которое, помимо всего про- чего, выступает в роли стимула для построения высказывания. Так, в рамках формирования социокультурной компетенции, учитель может предложить школьникам просмотреть видеофрагмент и проанализировать особенности на- ционального характера, как в речи, так и в поведении действующих лиц. Несмотря на обозначенные выше положительные стороны использования видеоматериалов, стоит отметить, что самым большим минусом привлечения данного средства обучения является, пожалуй, недостаточная оснащённость классных комнат. На сегодняшний день не каждый учитель иностранного языка располагает возможностью показать учебное видео или отрывок из художест- венного фильма ввиду нехватки проекторов, проекционных экранов, компью- теров в общеобразовательных учреждениях. Одновременно с этим могут возникнуть трудности с правильным воспри- ятием школьниками практической цели просмотра видеоматериала. Не стоит упускать из виду тот факт, что учащиеся могут отнестись к этому несерьёзно, воспринимая просмотр видеосюжета как развлечение. Поэтому перед началом работы учитель должен чётко обозначить цели и задачи урока и дать ученикам соответствующие установки. Важно помнить, что при отборе видео необходи- мо иметь точное представление о возможностях школьников, чтобы в ходе учебного процесса у них не возникло проблем с восприятием предложенного видеоматериала. Тем не менее, подводя итог, стоит сказать, что использование видеомате- риала при обучении иностранному языку сделает процесс работы намного ин-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=