Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)
178 А. Г. Дудова Факультет иностранных языков, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – И. В. Игнатова ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ Согласно определённому Советом Европы Пороговому уровню, основной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникатив- ной компетенции школьников [2]. Существует несколько подходов к определе- нию её компонентного состава. Так, на основе исследований отечественных учёных принято выделять речевую, компенсаторную, языковую, учебно-позна- вательную и социокультурную составляющие коммуникативной компетенции. В зарубежной методике данное разделение на компоненты выражается в обо- значении лингвистической, социолингвистической, стратегической, дискурсив- ной, социальной и социокультурной компетенций. Из вышеперечисленных структур коммуникативной компетенции можно заключить, что неотъемлемой частью обучения иностранному языку в школе является формирование социо- культурной компетенции. На сегодняшний день у учителя не возникает трудностей с подбором мате- риала, поскольку существует множество способов для осуществления обозна- ченной выше учебной цели. Одним из них является использование видеомате- риалов в рамках обучения иностранному языку. Среди очевидных плюсов использования видео на уроке иностранного языка можно выделить динамичность подачи информации, что благоприятно сказывается на общей эффективности работы. Универсальность также является одним из положительных аспектов, выступающих в пользу видеоматериала, поскольку в данном случае работа может быть организована как в группах, так и в парах, равно как и выполняться самостоятельно. Принято выделять несколько способов использования видео в процессе обучения. В первую очередь, подобный материал может служить хорошей ба- зой для презентации новых языковых единиц и знакомства с ними. В данном случае целью показа будет обозначение материала, с которым в дальнейшем только предстоит работать. В качестве примера можно использовать иллюстра- цию учащимся определённого рода коммуникативной ситуации для обозначе- ния релевантного ей набора слов и словосочетаний, используемых, например, при совершении покупок. В зависимости от уровня владения иностранным язы- ком целесообразным является использование субтитров с целью выделения не- обходимых речевых оборотов. Кроме того, использование видеоматериала является также и способом изучения аутентичной коммуникативной ситуации, где визуальная поддержка также выступает в качестве основного элемента. Так, учащимся старших клас- сов учитель может предложить к просмотру лекцию по теме урока с использо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=