Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)
172 носитель языка; расширение сведений об окружающем мире на основе описа- ния картинок, предметов, игрушек; развитие наглядно-образного и формирова- ние словесно-логического мышления и др. Для выявления сформированности описательной речи у детей с ОНР мы использовали следующие диагностические задания: описание предмета, описа- ние игрушки, описание предметной картинки, описание сюжетной картинки. Результаты нашего исследования показали, что у детей с общим недоразвитием речи прослеживаются: отсутствие фрагментов рассказа, простое перечисление предметов и действий, крайняя бедность содержания, нарушения связной речи. Нами также было выявлено, что активный словарь таких детей наименее раз- вит, чем пассивный. Был выявлен низкий уровень развития описательной речи у данной категории детей, что определяет необходимость целенаправленного обучения детей с ОНР рассказам-описаниям и предусматривает дифференциро- ванный, индивидуальный подход в зависимости от состояния связной моноло- гической речи, а также индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, поэтому развитие описательной речи является неотъемлемой частью работы и родителей. В процессе домашних занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие, условия, когда у него возникает самостоятельное желание вы- сказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. Родители должны включать в работу игры и упражнения по развитию описательной речи: описа- ние игрушек, предметов одежды, посуды, продуктов, фруктов и ягод, овощей, домашних и диких животных, птиц, профессий, определяя их основные харак- теристики и качества. Можно использовать игры: «Магазин игрушек», загадки об одежде (автор Т. Ткаченко), составление описательного рассказа по картин- ке, сравнение фруктов, игра «Мешок овощей», игра «Пропажа на ферме» (со- ставление объявления о пропавшем животном), и т. д. С помощью специально организованных занятий дома, родители могут добиться положительных ре- зультатов в развитии описательной речи у детей с ОНР. Такая форма работы родителей с ребенком позволяет создать мотивации для общения, формирование стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи и детского сада. Знания родителей о возрастных особенностях ребенка, о его патологии, компенсаторных возможностях, о ме- тодах и приемах коррекции, позволят преодолеть трудности в развитии ребен- ка, адаптировать ребенка к окружающему миру, социализировать его, дать воз- можность ребенку полноценно формировать представления о внешнем мире. Литература 1. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Изд-во «Знание», 2013. 2. Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Гномид, 2011.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=