Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

171 Д. В. Дементьева Факультет психологии, магистрант 1-го года обучения (очная форма обучения), В. С. Казакова Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – О. И. Кокорева ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Речь, как высший психический процесс является одним из неотъемлемых компонентов в процессе развития личности ребенка и подготовки его к школь- ному обучению. Нарушение речи в старшем дошкольном возрасте является ак- туальной проблемой исследования, так как речь является основой всех комму- никативных навыков при подготовке ребенка к школе. Общее недоразвитие речи представляет собой расстройство речи, характе- ризующееся комбинаторностью множественных нарушений речевой деятель- ности. Среди основных проявлений общего недоразвития речи можно выделить ограниченность лексического состава речи, нарушения процесса словообразо- вания, сложность усвоения грамматических норм языка, и как результат – сложности овладения связной речью, в особенности проблема формирования и развития описательной речи [1]. Развитие описательной речи у детей с ОНР занимает одно из основных направлений работы педагогов дошкольных и школь- ных организаций. Однако очевидна необходимость совершенствование тради- ционных приемов и методов работы не только специалистов, но и родителей по развитию описательной речи у детей с ОНР. Для предупреждения общего недо- развития описательной речи в дошкольном возрасте имеет большое значение ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременно ока- занная им медико-педагогическая помощь [2]. В настоящее время изучению детей с ОНР посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований. Проблемы технологий образования раскрыва- ются в ряде работ отечественных исследователей – В. П. Беспалько, С. Я. Ба- тышев, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, В. В. Сериков. Диагностика уровня разви- тия описательной речи детей старшего дошкольного возраста представлена в работах Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. А. Ястребовой. Целью нашего исследования является выявление особенностей описатель- ной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для изучения проблемы развития описательной речи детей с общим недо- развитием речи был определен круг задач: развитие интереса и внимания к сло- ву, к речи (собственной и окружающих); обогащение словаря, развитие грамма- тического строя речи, развитие связной речи с опорой на речевой опыт ребенка –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=