Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

169 Нами было проведено исследование диагностики ориентировки в про- странстве, куда входило пять серий заданий, на выявление уровня формирова- ния ориентировки в пространстве. Целью нашей работы стало исследование ориентировки в пространстве де- тей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, для обоснования и определения путей коррекционно-развивающей работы по фор- мированию ориентировки в пространстве старших дошкольников с задержкой психического развития, в условиях семейного воспитания. Объектом была оп- ределена динамика в развитии пространственных ориентировок у детей стар- шего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предметом исследования: методы позволяющие установить условия развития пространст- венной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой пси- хического развития. Исследование проводилось по трем параметрам, которые составляют ори- ентировку в пространстве и соответствующие данным параметрам серии зада- ний: умение ориентироваться на себе, от себя, от предмета в статике; умение ориентироваться в пространстве, в двигательной деятельности; умение пользо- ваться пространственной терминологией при описании знакомых упражнений. Бальные показатели, полученные ребенком за выполнение каждого из за- даний, суммировались. На основе набранной суммы баллов, определялся уро- вень формирования ориентировки в пространстве у каждого обследованного ребенка. Оценка уровня выводилась по шкале максимально набранных баллов. Анализируя результаты исследования, направленного на изучение особен- ностей пространственных ориентировок детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, можно выделить специфические особенно- сти у детей с задержкой психического развития: дети не имеют устойчивых представлений о правой и левой части своего тела, соответственно и у собесед- ника; представления о направлении пространства и пространственных отноше- ниях развиты не в полной мере, отмечается недоразвитие у детей с задержкой психического развития представлений о направлениях пространства, не сфор- мированы представления о сторонах своего тела; слабость вербальных обозна- чений проявляется в трудностях словесно обозначать местоположение одного предмета относительно другого. При вербальном отчете выявилась неточность словесных определений, которая говорит о неcформированности соответст- вующих представлений и понятий. Но несмотря на слабость пространственных ориентировок, дети дошколь- ного возраста с задержкой психического развития достаточно хорошо исполь- зуют организующую помощь и могут перенести усвоенные способы решения на аналогичные задания. В связи с этим можно говорить о наличии у детей с отклонениями в развитии значительных потенциальных возможностей, на ко- торые можно опираться в условиях семейного воспитания. Опираясь на систему дидактических игр Т. Мусейибовой нами была по- добрана программа развития ориентировки в пространстве детей старшего до- школьного возраста в условиях семейного воспитания.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=