Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

168 Д. В. Дементьева Факультет психологии, магистрант 1-го года обучения (очная форма обучения), Н. М. Дрожжина Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – О. И. Кокорева ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Во всех областях человеческой деятельности важную роль играет уме- ние человека ориентироваться в пространстве. Воспринимая окружающую среду, человек осознает объективные свойства ситуации, в которой осущест- вляются его действия, чтобы в дальнейшем регулировать свое поведение. Ориентировка в пространстве – это восприятие и отражение человеком раз- личных признаков окружающих предметов посредством взаимосвязанной деятельности анализаторной системы. У детей она формируется медленно, ее освоение происходит методом длительного наблюдения, накопления практи- ческого опыта, изучения других жизненных ситуаций и многократного по- вторения. Все это позволяет ориентироваться в пространстве и развивает пространственное воображение [2] . Однако у детей с задержкой психического развития наблюдается ряд спе- цифических трудностей в освоении навыков ориентировки, в пространстве. Эти трудности, по нашему мнению, являются одной из главных проблем в адапта- ции ребенка к условиям взаимодействия с окружающей средой. В дальнейшем, чтобы ребенок смог овладеть навыками чтения, письма и счета, ему необходим определенный уровень формирования ориентировки в пространстве. Низкий уровень способности ориентировки в пространстве вызывает трудности при ов- ладении школьными навыками. Вопросами формирования пространственной ориентировки занимались множество отечественных, зарубежных ученых и практиков. (Р. К. Говорова, О. М. Дьяченко, Т. И. Ерофеева, В. Каразану, Т. В. Лаврентьева, А. М. Леуши- на, Т. Мусейибова, В. П. Новикова, А. А. Столяр и др.) По данным психолого-педагогических исследований ориентировка в ближнем пространстве у детей с отклонениями в развитии формируется раньше и легче, чем ориентировка в дальнем [1]. Как отмечали Т. А. Власова, В. И. Лубовский, в ряде психологических исследований имеются только указания на неполноценность в формировании пространственных ориентировок, трудности в приеме и переработке инфор- мации по сравнению с нормально развивающимися детьми этого же возраста.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=