Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

166 связи. В связи с этим, является важным развитие зрения и зрительного воспри- ятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения является развитие спо- собов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражне- нии и активизации зрительных функций. Таким образом, проблема исследования и компенсации нарушений зритель- ного восприятия детей с нарушением зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации. Нами была разработана диагностическая программа, в которую вошли следующие методики: «Узнавание “зашумленных” изображений» (А. Р. Лурия), в этой методике зрительное восприятие предмета затрудняется необходимо- стью абстрагироваться от посторонних элементов, каждый из которых сам может идентифицироваться как предмет; «Незавершенные изображения» (М. М. Семаго), в этой методике оценивается сформированность целостных зрительных образов, различных объектов, качество переработки зрительной информации; «Наложенные изображения» (Фигуры Поппельрейтора), анализи- руемые показатели в методике: доступность выполнения задания, наличие фрагментарности восприятия, возможность выделения целостной фигуры, на- личие парагнозий, стратегия выделения изображений; Тест Фростик, субтест 1, фигуро – фоновое различение. Результаты методик показали, что у группы де- тей дошкольного возраста с нарушением зрения, зрительное восприятие разви- то недостаточно, что говорит о необходимости его развития. Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обес- печит детям формирование практических навыков и умений пользоваться не- полноценным зрением для удовлетворения различных жизненно важных по- требностей. Однако, в практике работы существует мнение, что занятия по обучению способам зрительного обследования следует проводить фронтально в отведённое в режиме дня время. Довольно часто такие упражнения носят ма- лоинтересный и малоподвижный характер, что снижает их эффективность. Нарушение зрения накладывает специфику развития зрительного воспри- ятия, для которого характерно низкий уровень обобщённости, фрагментар- ность, схематизм, что в свою очередь влияет на развитие всех психических функций, в том числе нарушению коммуникативных умений, развития мышле- ния, речи, затрудняя познания окружающего мира. Поэтому для успешной со- циальной реабилитации и развития детей с нарушением зрения необходимо раннее педагогическое вмешательство, которое способствует подавлению от- рицательного воздействия первичного дефекта – нарушения зрения и поможет облегчить процесс развития зрительного восприятия. Для приспособления к жизни, реализации возможностей, ребенку с нару- шенным зрением необходима помощь родителей. В зависимости от условий воспитания и окружающей среды, формируются разные психические функции, познание ребенком мира. Активная роль взрослого в развитии слепого ребенка значительно больше, нежели в жизни зрячего. Самостоятельное приобретение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=