Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

165 Д. В. Дементьева Факультет психологии, магистрант 1-го года обучения (очная форма обучения), А. А. Абрамова Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. В. Слюсарская ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В настоящее время, как для нашей страны, так и для стран мира характер- но увеличение количества детей с нарушениями в развитии. Одно из централь- ных мест занимает нарушение зрения. Зрение является одним из основных ана- лизаторов, позволяющих взаимодействовать с окружающей средой. С помощью зрения мы получаем от 70 % до 90 % информации. Исследование Л. И. Кирилло- вой выборочного контингента школ России показало существенное увеличение количества детей, имеющих нарушение зрения [1]. Чаще всего, встречаются на- рушения зрения, вызванные близорукостью, дальнозоркостью или астигматиз- мом, или косоглазием, которые можно диагностировать и корректировать. Как отмечает Л. И. Плаксина, ранняя диагностика нарушений зрения и профилакти- ка вторичных отклонений позволяет минимизировать нарушения психического развития детей с нарушением зрения. Зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стиму- ляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. Оно имеет огромное познавательное значение для ребёнка, ориентирует и регулирует его поведение. Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. Оно имеет огромное по- знавательное значение для ребёнка, ориентирует и регулирует его поведение. Отечественными психологами Б. Г. Ананьевым, Л. А. Венгер, А. В. Запорожцем, А. П. Усовой и др. была разработана теория сенсорной организации человека, в которой определено место сенсорного развития ребенка. Изучением развития зрительного восприятия у лиц и детей с нарушением зрения, занимались такие тифлисты: Л. И. Солнцева, М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Г. В. Никулина, Л. П. Григорьева. Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушением зрения направлено на раннюю компенсацию и коррекцию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по ис- правлению зрения, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=