Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

163 ление собственного стиля поведения. Педагогический аспект адаптации связан в первую очередь с усвоением студентами-иностранцами норм и понятий про- фессиональной среды, приспособление к характеру, содержанию и условиям организации учебного процесса, формированию у студентов навыков самостоя- тельной учебной и научной работы [1]. Существуют общие для всех иностранных студентов трудности процесса адаптации. К ним относят: низкий общеобразовательный уровень; слабая под- готовка по профильным дисциплинам и специальным предметам; отличие форм и методов обучения в российском вузе от форм и методов обучения в высшей школе их родной страны. Участие в научно-исследовательской деятельности, стремление к наибольшей реализации своих возможностей – важный момент, поскольку иностранные студенты большую часть своего учебного времени проводят в самостоятельной работе. Успешное обучение иностранных студен- тов в российской высшей школе определяется их готовностью к тем методам и приемам обучения, которые приняты в конкретных вузах. Поэтому для ско- рейшей адаптации необходимо обобщение позитивного опыта работы многих вузов, а также поиск новых форм и методов учебно-воспитательной работы с иностранными учащимися [4]. Построение образовательного процесса должно происходить с учетом ис- пользования этнопедагогических концепций, технологий, методик. Чтобы раз- работать методику успешного обучения какого-либо контингента иностранных учащихся, необходимо в первую очередь учесть все его особенности. Следует учитывать те факторы, которые влияют на систему образования: географиче- ские, экономические, национальные, исторические, культурные и религиозные, являющиеся особенными у каждого отдельного народа [1, 2]. Успешное приспособление иностранного студента к новой социально- культурной жизни происходит благодаря активному общению с русскими сту- дентами. Положительное влияние на адаптацию оказывает деловая и эмоцио- нальная включенность студента в студенческий коллектив, насыщенная обще- ственная жизнь в студенческой среде, активное участие в общих институтских мероприятиях – таких, как подготовка совместных праздников, спортивных соревнований, музыкальных фестивалей. Именно дружеское участие и обще- ние, а не навязанный педагогический процесс приносит наиболее плодотвор- ные результаты и в освоении языка специальности и в быстрой адаптации к новой среде [2]. В процессе обучения иностранных студентов следует учитывать сильные стороны национально-культурных особенностей этноса, его лингвокультурные традиции. Это позволит облегчить период адаптации, овладеть необходимыми навыками, сделать занятия более эффективными и интересными. Учитывая вышеизложенное, можно констатировать необходимость создания ряда условий адаптогенного характера широкого спектра действия для оптимизации процесса адаптации иностранных студентов к учебному процессу в высшей школе Рос- сии. Адаптацию следует рассматривать как комплексную педагогическую про- грамму, успешность которой определяется множественными параметрами и критериями, позволяющими улучшить качество обучения иностранных сту-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=