Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

162 Н. С. Дедкова Факультет психологии, магистрант 1-го года обучения (заочная форма обучения) Научный руководитель – С. В. Пазухина УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В УНИВЕРСИТЕТАХ РОССИИ В настоящее время российское образование характеризуется особой при- влекательностью для студентов из других стран. Задачи дальнейшего эффектив- ного обучения иностранных студентов кaк будущих профессионалов в первую очередь и определяют актуальность проблемы адаптации. Поэтому необходима оптимизация процесса адаптации. Оптимизировать значит придавать чему- нибудь оптимальные свойства, показатели, выбирать наилучший из возможных вариантов. С одной стороны, успешно адаптированные студенты способны на- много быстрее включиться в учебный процесс, что решает проблему сохранения контингента учащихся, существенно сокращающийся во время первых сессий. С другой – способствует повышению качества подготовки молодежи в универ- ситетах России. Тем самым, перед принимающей стороной стоит задача обеспе- чения оптимальных условий жизни и учебы иностранных студентов с учетом сложного процесса их адаптации к новому образу жизнедеятельности [5]. В современных социальных условиях российского общества иностранные студенты зачастую отмечают слабовыраженную способность адаптироваться к новым условиям обучения в университетах нашей страны. В первую очередь это зависит от того, что большинство студентов недостаточно владеют русским языком. Отсутствие навыков самостоятельной работы также препятствует ус- пешной адаптации студентов к учебному процессу. Современные обучающиеся не умеют и не хотят пользоваться библиотекой. Практические и лабораторные работы вызывают дополнительный стресс ввиду непривычности и неумения правильно употреблять необходимые материалы. Следствие – перегрузка учеб- ной информацией и накопление «снежного кома» непонятного и неосвоенного объема учебного материала. Таким образом, необходимо оптимизировать усло- вия, в которые интегрируется иностранный студент. [6, 3] Современные исследователи выделяют виды адаптации иностранных сту- дентов, в процессе которых у последних возникают разнообразные проблемы: социокультурная адаптация; социально-психологическая адаптация; педагоги- ческая адаптация. Под термином «социокультурной адаптации» подразумевает- ся активный процесс взаимодействия представителя иной культуры и среды его настоящего обитания, процесс активного приобретения необходимых для жиз- ни трудовых навыков и знаний, усвоение студентом основных норм, образцов, ценностей новой окружающей действительности (явление «вхождения» или «включения» в культуру). Социально-психологическая адаптация понимается как вступление иностранного студента в систему межличностных отношений, как приспособление личности к группе, к взаимоотношениям в ней, как прояв-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=