Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

159 развить умение творчески воспринимать произведение искусства через пони- мание замысла художника. С возрастанием социальной роли музеев в обществе в 60-е годы XX века (так называемый «музейный бум») музейная педагогика начала формироваться и как особая отрасль знаний и исследований. Отечест- венное определение музейной педагогики родилось в 1989 году в НИИ культу- рологии, когда М. Ю. Юхневич предложила определять музейную педагогику как научную дисциплину, находящуюся на стыке музееведения, педагогики и педагогической психологии, которая занимается исследованием принципов, методов и форм реализации образовательной деятельности музеев, предметом которой являются образовательные аспекты музейной коммуникации. Б. А. Столяров определяет музейную педагогику как междисциплинарную об- ласть научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психоло- гии, искусствоведения и музееведения, и построенную на его основе специфи- ческую практическую деятельность, ориентированную на передачу художественного опыта в условиях музейной среды [3]. Объект музейной педагогики – это культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, способствующие развитию и становлению личности в ходе общения с культурными ценностями в условиях музейной среды. Посе- титель музея рассматривается не как объект образовательного воздействия, а как участник диалога. Предмет музейной педагогики – исследование сущно- сти, закономерностей и методов музейной коммуникации, способствующих развитию и становлению личности в ходе общения с культурными ценностями. Основные методологическими подходами в работе с воспитанниками стали: 1. Личностный (Ш. А. Амонашвилли, И. А. Зимняя, К. Роджерс и др.). Из- вестно, что художественная потребность – личностная, выступает как отноше- ние индивида, которое определяется качеством, объемом и силой чувств, жиз- ненных ценностей индивида, объективируемых искусством. Искусство лишь пробуждает чувственные силы субъекта. Жизненная задача художественной потребности – естественным для данного индивида образом пробуждать в че- ловеке огромный потенциал жизненных сил, подталкивать духовное развитие личности, ее ценностных ориентаций, отношений и чувств. 2. Деятельностный (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Б. Ворожцова). В основу воспитания положена личная деятельность ученика и все искусство воспитателя сводится к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. 3. Диалогический, коммуникативный – с музейными вещами, педагогом; диалог культур, музейная коммуникация (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Д. Ка- мерон, Г. С. Трофимова). 4. Культурологический (Б. М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, М. С. Каган, Н. Б. Крылова), использующий положения аксиологической философии. 5. Системный (Н. В. Кузьмина, В. А. Якунин), рассматривающий педаго- гический процесс как систему. 6. Средовой (Ю. С. Мануйлова, Л. И. Новикова, А. В. Петровский) подход в образовании есть совокупность теоретических положений и действий со сре- дой, превращающих ее в средство управления процессами формирования и раз- вития личности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=