Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)
158 Е. С. Гученок, К. М. Грязева Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – К. Ю. Брешковская РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОЗРОЖДЕНИИ ТРАДИЦИЙ ДОУ № 82 г. ТУЛЫ Проблему возрождения традиций в современной практике воспитания ак- туализируют процессы модернизации отечественного образования – гуманиза- ции и психологизации. Гуманизация учебно-воспитательного процесса предполагает систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в со- держании образования и технологии обучения, ориентированных на совершен- ствование личности, занимающей центральное место в структуре обществен- ных отношений [1]. В свою очередь, психологизация предполагает включение психологии в профессиональное образование с целью модернизации процессов образования [2]. По мнению И. А. Зязюн, культура является основным источником для со- держания образования, отражающим ценностные продукты духовной и матери- альной деятельности человека, свойства и качества личности как носителя и творца культуры, а образование является целенаправленным способом овла- дения культуры. Развитие культуры и развитие образования – процессы, кото- рые происходят параллельно, синхронно и взаимно связано [1, с. 88]. Среди многочисленных форм и способов трансляции и передачи культуры ведущее место занимает музей. Музей – это уникальное общественное образо- вание, призванное служить местом встреч для продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными общностями, различными этносами, различными поколениями, различными профессиональными, возрастными, территориальными и иными субкультура- ми. Он позволяет уйти от обыденности, найти вдохновение и расширить собст- венные горизонты восприятия мира. Что это будет – выставка, лекция, потря- сающая книга, общение с другом или просто чашка кофе – уже не важно. Важно то, что посредством тесного взаимодействия человека и культуры, мы обогащаем свой внутренний мир и культурное наследие своего региона. Музей ведет научно-исследовательскую и разнообразную по формам просветитель- скую работу, в том числе музейно-педагогическую. Понятие «музейная педагогика» впервые было сформулировано в конце XIX века в Германии (Э. А. Росмелер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн). Е. Б. Медве- дева, изучая становление музейной педагогики в Германии и России, отмечает, что она первоначально трактовалось как направление музейной работы с уча- щимися. Гамбургский художественный музей стал колыбелью музейной педа- гогики, а ее «отцом» – директор музея, в первой профессии школьный учитель А. Лихтварк (1852–1914 гг.). Впервые введя понятие «музейные диалоги», Лих- тварк стал основоположником музейно-педагогической методики, цель которой –
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=