Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

156 Александр I вновь разрешил открывать частные типографии [5]. На первых порах отношения авторов с издателями вообще не были предметом правового регулирования. Важной особенностью авторского права России, была тесная связь с цен- зурным законодательством. Первоначально, выдавая издателям разрешение на печатание книг, цензура совершенно не интересовалась тем, обладают ли изда- тели соответствующими правами на произведения. Но участившиеся в XIX в. случаи явного мошенничества, вынудили правительство принять соответст- вующие меры. В 1816 г. было издано распоряжение о том, чтобы при представ- лении рукописей на цензуру к ним прилагались доказательства прав издатель- ства на подачу рукописи к напечатанию. Таким образом, с появлением указанного распоряжения вопрос о правах издателя впервые ставился в зависи- мость от авторского права создателя произведения [3]. С 1828 г. труд писателей, поэтов, переводчиков стал профессией, они по- лучили юридические права на свои произведения. 22 апреля 1828 г. вышел высочайше утвержденный Устав о цензуре. Срок авторского права был установлен в 25 лет со дня смерти автора. Несоблюдение цензурных правил вело к потере авторского права. В 1830 г. появилось Поло- жение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, продления до 35 лет срока охраны произведения после смерти автора. 9 января 1845 г. принимается Закон, защищающий авторские права композиторов. А авторские права худож- ников и архитекторов были законодательно закреплены 1 января 1846 г. В 1857 г. закон 1830 г., пополненный позднейшими (1845 и 1846 гг.) постановлениями о музыкальном и художественном авторском праве, включен в Свод законов, а именно в текст Цензурного устава. Срок защиты авторского права был увели- чен до 50 лет. С 1870 г. начинается история становления организаций по коллективному управлению правами авторов. Первым таким обществом было «Общество рус- ских драматических писателей». С 1887 г. все нормы авторского права были перенесены в Свод законов Российской империи. К концу XIX в. стало совершенно очевидно, что частич- ное усовершенствование правил об авторском праве не в состоянии обеспечить эффективную защиту интересов авторов и пользователей произведений. В 1897 г. Государственный Совет принял решение безотлагательно приступить к подго- товке нового закона. В 1898 г. был выработан проект нового закона об автор- ском праве. Однако лишь только в 1908 г. он был внесен в Государственную Думу. Проект закона защищал авторские права всех авторов, сохранял 50-лет- ний срок охраны, признавалось авторское право на дневники и письма и т. д. В окончательном виде законопроект был принят в заседании Государст- венного Совета 11 марта 1911 г. и высочайше утвержден 15 марта 1911 г. Он назывался «Положение об авторском праве» Впервые было законодательно за- креплено право авторов на перевод их произведений [2]. В целом это был прогрессивный Закон, который явился значительным ша- гом в развитии авторского права России. Хотя он в некоторых отношениях не следовал международной практике.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=