Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

147 преобладает конкретный стиль мышления, что говорит об оперировании кон- кретными понятиями и ситуационными связями между соответствующими объектами и явлениями. Проанализировав результаты, полученные с помощью методики «Простые аналогии» мы установили, что у половины испытуемых (50 %) преобладают ло- гические формы мышления. Это говорит о том, что учащиеся строят связи на основе логики. У остальной половины испытуемых (50 %) преобладают кон- кретные формы мышления, что говорит о том, что учащиеся строят связи непо- средственно при наглядном восприятии материала. Результаты, полученные с помощью методики «Исследование быстроты мышления» показали, что большинство испытуемых (100 %) имеют низкую быстроту мышления и подвижность нервных процессов. В ходе проведения методики «Соотношение пословиц, метафор и фраз» было установлено, что большинство испытуемых (50 %) имеют низкий уровень развития понимания переносного смысла, умения вычленить главную мысль во фразу конкретного содержания и целенаправленность суждений. Часть испы- туемых (20 %) имеет средний уровень развития. Оставшаяся часть испытуемых (30 %) имеет высокий уровень развития понимания переносного смысла. Проанализировав результаты, полученные с помощью теста «Логичность умозаключений» мы установили, что все испытуемые (100 %) имеют низкий уровень логического мышления, который выражается в частых ошибках при выполнении задания. Таким образом, в ходе проведенного нами диагностического исследования были выявлены следующие особенности мышления у детей подросткового возраста с задержкой психического развития: низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов, что проявляется в замедленном темпе вы- полнения задания; низкий уровень развития понимания переносного смысла; низкий уровень развития логического мышления, который проявляется в час- тых ошибках при выполнении задания. Также было выявлено, что у половины испытуемых преобладает абстрактный стиль мышления. Это говорит о мыс- ленном обособлении, отвлечении от тех или иных свойств, сторон или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков. У оставшей- ся половины испытуемых преобладает конкретный стиль мышления, что гово- рит об оперировании конкретными понятиями и ситуационными связями между соответствующими объектами и явлениями. Формы мышления у поло- вины детей преобладают логические, что говорит о построении связей на ос- нове логики; у оставшейся половины детей преобладают конкретные формы мышления, то есть учащиеся строят связи непосредственно при наглядном восприятии материала. На основании полученных результатов, можно сделать вывод о том, что разработанную в исследовании диагностическую программу можно рекомендо- вать для изучения особенностей мышления детей подросткового возраста с за- держкой психического развития специалистам, работающим с данной катего- рией детей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=