Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

146 А. Е. Голота Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. В. Бут-Гусаим ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА На сегодняшний день проблема развития мышления детей подросткового возраста является актуальной и социально значимой. При всей многочисленно- сти исследований, посвященных изучению детей с задержкой психического развития, а также анализу различных сторон их психологического развития, особенностям формирования мышления детей подросткового возраста с за- держкой психического развития в специальной литературе уделено недостаточ- но внимания. Труды многих известнейших психологов посвящены исследованию мыш- ления человека. Среди них Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, С. Я. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Л. М. Веккер, Д. Б. Эльконин, Р. С. Немов, П. П. Блонский, О. К. Тихомиров и другие. Недостаточную познавательную активность детей с задержкой психиче- ского развития отмечает большинство исследователей, изучавших особенности протекания их мыслительных процессов: мышления, памяти, внимания (В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, П. Б. Шошин, Т. В. Егорова, Н. Г. Поддуб- ная, Н. А. Менчинская, З. И. Калмыкова). Целью нашего исследования стало выявление особенностей мышления у детей подросткового возраста с задержкой психического развития с помощью составленной диагностической программы. В ходе эксперимента применялась диагностическая программа, включаю- щая в себя следующие методики: «Выделение существенных признаков» (С. Л. Рубинштейн), «Простые аналогии» (Т. Г. Богданова), «Исследование бы- строты мышления» (взята из: Карвасарский Б. Д. Клиническая психология), «Соотношение пословиц, метафор и фраз» (Б. В. Зейгарник), «Логичность умо- заключений» (А. В. Батаршев). Исследование проводилось на базе Государственного общеобразователь- ного учреждения Тульской области «Тульская школа для обучающихся с огра- ниченными возможностями здоровья № 4» г. Тула. В исследовании приняли участие 10 учащихся в возрасте 13–14 лет. В ходе применения данной диагностической программы были получены следующие результаты. Результаты, полученные с помощью методики «Выделение существенных признаков» показали, что у половины испытуемых (50 %) преобладает абст- рактный стиль мышления. Это говорит о мысленном обособлении, отвлечении от тех или иных свойств, сторон или связей предметов или явлений для выде- ления существенных признаков. У оставшейся половины испытуемых (50 %)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=